Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Счет на палочках

Счет на палочках

Мы не могли забрать у ребенка все палочки сразу. Сначала мы должны были позволить детям действовать только без тех палочек, которые соответствовали первому слагаемому. В остальном действие оставалось неизменным. И только после того, как ребенок научался выполнять задание при этих условиях, мы могли убрать также и палочки, соответствующие второму слагаемому. Но и после этого переход к действию полностью в воображаемом плане совершался не сразу. Убрав палочки, пришлось сохранить временно то движение руки, которое ребенок совершал, придвигая их по одной к палочкам, изображавшим первое слагаемое. Сначала ребенок совершал рукой полное движение, т.е. он вытягивал руку по направлению к тому месту, где обычно лежали палочки, и передвигал ее точно так, как будто бы он двигал палочки, считая при этом вслух. Постепенно это движение сокращалось и свертывалось до того, что, не вытягивая руки и почти не меняя ее положения, ребенок либо вместе со счетом вслух делал еле заметное движение рукой, либо ограничивался движением только кисти. Постепенно и эти движения руки исчезли, и дети производили счет вслух.

С Мишей Я. понадобилось совершить всего 8 таких упражнений (без предметов, но сохранив движение), с Вовой — значительно больше — около 20 упражнений, а с Юрой пришлось заниматься таким образом в течение трех занятий, проделывая от 18 до 25 упражнений на каждом занятии. После этого каждый из них оказывался в состоянии перейти к выполнению действия в собственно воображаемом плане, совсем без предметов и внешних действий, но продолжая считать вслух, соответственно прибавлению воображаемых палочек.

Надо отметить, что нам пришлось для этих троих испытуемых сохранить все описанные здесь приемы и в той именно последовательности, как мы их описали, несмотря на наши неоднократные попытки, минуя тот или иной этап, сразу переводить детей в план воображаемого действия.

Мы всегда вели эксперимент одним и тем же способом: обучив ребенка внешнему действию с предметами, соответствующему тому интеллектуальному действию, которым ребенок должен был овладеть, мы старались, чтобы затем ребенок сразу же начал совершать это действие в воображаемом плане, т.е. без предметов и без внешних действий, но сохраняя всю структуру этого внешнего действия. Только если ребенок оказывался не в состоянии это выполнить, нам приходилось прибегать к постепенному опусканию тех или иных внешних действий. При переходе к следующему сокращению действия, мы каждый раз пытались снова проверить, нельзя ли уже теперь, опустив все оставшиеся внешние действия, сразу перевести ребенка к действованию в воображаемом плане. Но каждый раз мы сталкивались с тем, что никто из этих испытуемых еще не был в состоянии перейти к новому этапу выполнения интеллектуального действия. Таким образом, ни у кого из трех испытуемых нам не удалось пропустить ни одного из описанных этапов.

Вот относящиеся сюда протоколы занятий. Напомним, что речь идет о прибавлении двух единиц к любому числу в пределах десяти и что ребенок уже хорошо овладел соответствующим внешним действием. Перед экспериментатором, следовательно, стоит задача — перевести ребенка к действию в воображаемом плане.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.