Счет в обратном порядке
Придя в школу, эти ребята уже умеют не только считать от одного до десяти, а могут начать счет от любого числа. Например, они умеют считать от трех до шести, семи, десяти и т.д. Они знают, например, что после пяти идет шесть, а после семи — восемь и так далее. Все это они умеют посчитать и в обратном порядке, от десяти, восьми, пяти до единицы, или сказать, что перед пятью стоит четыре, а перед семью — шесть.
А это как раз те умения и знания, без которых ребенок не может научиться даже правильному сложению и вычитанию в пределах десяти, не говоря уже о более сложных арифметических действиях.
Если он их не приобрел до школы, он начинает испытывать трудности уже с первых дней и легко может стать неуспевающим.
Значит ли это, что такие дети — неспособные, несообразительные? Вовсе нет.
Вне школьной работы, например, в игре или при выполнении практического дела, эти дети действуют гораздо умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении, они часто ничем не отличаются от своих товарищей. А самое интересное, что и в учебе они далеко не всегда испытывают трудности.
Многие из них могут рассчитывать,- где именно надо писать, то есть на сколько клеток следует отступить сверху и сбоку, могут правильно списать пример или предложение. Трудности в учении наступают для них только в тех видах учебной деятельности, которые требуют активной умственной работы, умственных усилий. Например, произвести вычисление в арифметическом пример или правильно поставить вопрос в задаче.
Отчего так происходит? Почему эти малыши отстали в своем развитии?
Мы говорили о том, что ребенок учится всегда. Но это вовсе не значит, что поэтому не стоит заботиться о его умственном развитии. Нет, его жизнь надо организовать так, чтобы он получал достаточно пищи для размышления, чтобы он постоянно узнавал новое, чтобы у него возникали новые интересы, новые вопросы. Иначе он не приобретает тех знаний, которые и составляют основу его работы в школе, и будет плохо учиться.
Значит, остается единственный путь — дать ему теперь те знания и умения, которых он не приобрел до школы.
Но вот какая возникает здесь трудность. Ребенок не сможет выполнить работу, не начнет активно думать и размышлять, если он этого делать не умеет. Ему такая работа трудна, а значит и неприятна. И потому он будет всячески от нее уклоняться, ждать подсказки, стараться угадать ответ или списать его.
Значит, надо превратить для него ученье из трудной и неприятной работы во что-то приятное и интересное. О том, как это сделать, и пойдет речь в следующей главе.
13.06.2018