Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Школьники, у которых недостаточно развиты высокие мотивы учения

Приведем в качестве примера нескольких школьников, у которых недостаточно развиты высокие общественные мотивы учения.

Витя П. ученик IV класса, учиться не любит, школу посещать не хочет. Не бросает учения совсем только потому, что его заставляют родные. Учится Витя плохо, имеет много «двоек». Плохая успеваемость мальчика не огорчает. Хотя он иногда и заявляет, что хотел бы получить лучшие отметки для того, чтобы не огорчать мать, это желание остается формальным и не побуждает его учиться лучше. Учителя не считают Витю способным, но, по их мнению, если бы он захотел, то мог бы учиться без «двоек». Успехи товарищей Витю не интересуют, он не знает, кто из них как учится, кто в классе имеет «двойки», кто является лучшим математиком, кто хорошо пишет сочинения. Точно также он считает и свою успеваемость делом, которое никого не может и не должно интересовать. Когда по нашей просьбе председатель совета отряда попробовал поговорить с ним на эту тему, он заявил, что не желает учиться лучше, что он вообще не понимает, почему кто-либо интересуется его успеваемостью.

Витя живет в классе особняком, не интересуется жизнью и делами своих товарищей (он старше многих соучеников, так как оставался уже два раза на второй год). После занятий он сейчас же уходит домой, потому что в школе его ничто не привлекает и не интересует. Так как Витя тихий и спокойный мальчик, который никому не доставляет никаких хлопот, им также никто не интересуется, его не пытаются включить в общую жизнь класса, приобщить к общей работе, а на его успеваемость махнули рукой, так как никто не смог заставить его учиться лучше. Итак, Витя не учится лучше только потому, что ничто его к этому не побуждает.

Можно предположить, что причиной такого неправильного отношения к учению у данного ученика послужили обстоятельства его жизни. Так как Витя поступил в школу избалованным ребенком, не привыкшим иметь вообще какие-либо обязанности и ответственно их выполнять, он плохо справлялся и со своими школьными обязанностями. В результате он учился плохо, а в первом и третьем классах оставался на второй год.

Обособленное положение усугублялось также и тем, что мальчик был старше своих товарищей. В конце концов, он окончательно отдалился от коллектива товарищей и нашел интересы, посторонние учебной жизни, школе и интересам остальных детей класса (он увлекся чтением, приобрел товарищей вне школы, с которыми играет в футбол, хоккей, катается на коньках, на лодке).

Все это привело к тому, что Вите безразлично общественное мнение о нем как об ученике, он не переживает и не понимает своих обязанностей школьника — учиться максимально хорошо, старательно и ответственно. Это отсутствие общественных мотивов учения наряду с неразвившимися личными мотивами учения и создало ту картину учебной деятельности, с которой мы имели дело в данном случае.

Такое положение ученика в классе, которое мы видели у Вити П., обособленность его от детского коллектива, наличие интересов, не связанных с жизнью школы, отсутствие дружеских, товарищеских отношений с учениками своего класса являются очень частой причиной, препятствующей школьникам усвоить общественный смысл учения, сформировать у них правильные, достаточно высокие общественные мотивы. Это объясняется тем, что общественные мотивы рождаются и развиваются в коллективной деятельности учащихся, направленной на совместное достижение общих целей. У ученика, выключенного из этой коллективной жизни, не стремящегося к ней, не интересующегося этой жизнью, не формируются и высокие общественные мотивы учения.

В процессе изучения учащихся мы нередко встречали учеников, стоящих в стороне от коллектива класса, занимающих такое же обособленное в нем положение, как и описанный нами Витя П. Конкретным поводом, приведшим к такому положению вещей, были самые разнообразные факты. Однако, как правило, у всех этих учеников высокие общественные мотивы формировались неправильно.

Воспитание


16.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.