Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Сила аффективных переживаний

Связаны ли все эти моменты с силой аффективных переживаний или они зависят от индивидуальных или возрастных особенностей детей? От чего зависит разная сила аффективных переживаний и каковы способы установления силы этих переживаний?

Есть основания предполагать, что и сила и устойчивость аффективных переживаний зависят от многих причин: от важности и значимости потребности, которая не удовлетворяется, от меры осознания ребенком его подлинной самооценки, от желания сохранить свою самооценку и др. Большое значение имеет, очевидно, также и возраст: у маленьких детей вообще, по-видимому, аффективные переживания не могут достигнуть такой устойчивости, как у старших детей. Это можно объяснить тем, что основные стремления маленького ребенка — играть и общаться с детьми — для многих детей, в той или иной мере, удовлетворяются даже в тех случаях, когда его взаимоотношения с. коллективом оказываются несложившимися.

Таким образом, если у маленького ребенка и остаются неудовлетворенными какие-либо потребности, то они не удовлетворены только частично. Это, может быть, и объясняет тот факт, что все наши испытуемые (за исключением Коли) в промежутках между аффективными вспышками были веселы и спокойны. Кроме того, чем моложе ребенок, тем менее устойчивы все его потребности, которые гораздо легче, чем в старшем возрасте, затухают, переключаются, замещаются одна другой.

Характер протекания аффективных переживаний зависит, очевидно, также и от длительности их существования у данного ребенка: от создавшейся у него к ним привычки, умения овладевать своими переживаниями и их проявлениями. Однако на эти вопросы могут быть даны лить предположительные ответы.

Итак, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Подтвердилось исходное положение исследования о том, что в основе аффективных переживаний ребенка выразившихся в неадекватном поведении) лежит расхождение между уровнем притязаний, связанных с жизненно важными потребностями ребенка, и потребностью в сохранении привычной самооценки.

2. Аффективные переживания, характер их возникновения и протекания, а также способы преодоления были различными у разных детей и зависели от индивидуальных особенностей и предшествующего образа жизни каждого ребенка.

3. У наших испытуемых удалось установить некоторые общие им всем своеобразные черты аффективного поведения, которые, по-видимому, должны быть отнесены за счет

возрастных особенностей младшего школьника. Во-первых, аффективные проявления в этом возрасте не связываются с определенными конкретными лицами. Во-вторых, аффективные вспышки длятся сравнительно небольшое время, после чего конфликты заканчиваются, и в промежутках между ними ребенок может чувствовать себя относительно спокойно и играть с теми же детьми, с которыми только что конфликтовал.

4. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место по крайней мере в двух случаях. Во-первых, когда у ребенка имеются какие-то способности, которые

обеспечивают ему частичный успех и таким образом поддерживают его притязания. Во-вторых, когда ребенок, несмотря на неуспех в деятельности, все же получает от кого-

либо (например, от родителей или учителя) положительную оценку. Это последнее типично только для младших школьников, потому что у них в отличие от детей более старшего возраста нет достаточной критичности и частичная поддержка извне может оказывать влияние на их самооценку.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.