Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Система работы над устными домашними заданиями

Система работы над устными домашними заданиями, разработанная Е.Н. Устиновой-Здоровой, сводится к заучиванию с помощью «плана». Сначала ученик читает полностью заданное по учебнику. Затем, читая вновь, начинает составлять план содержания данного раздела учебника. Потом рассказывает домашнее задание «по плану». После этого он еще раз прочитывает раздел по учебнику и работает с картой.

Автор настаивает на такой форме плана, которая в свою очередь будет «содействовать усвоению материала». Это такая форма, «где вопрос называется и подчеркивается, и под ним, отступя от начала строки, столбиком называется то, что надо запомнить».

Например:

Почва лесов умеренного пояса

а) подзолистая,

б) болотистая.

Следующий вопрос обрабатывается так же. Автор разработал и форму тетради, несколько уже обычной (сантиметров на 5—6), и форму записи плана: новый вопрос обязательно начинать с новой строки, раскрывать его столбиком (отступая от начала строки).

Такая запись и воспроизведение по «плану» дают возможность, по мнению автора, лучше и прочнее запомнить материал: «Столбик даже одной своей формой содействует пониманию, как раскрывается этот вопрос, что сюда входит». Е. Н. Устинова-Здорова сама указывает на то, что работа «с планом» не является единственной формой организации учебного труда школьника, тем не менее, она ограничивается разработкой только описанной выше формы работы.

Е.Н. Устинова-Здорова, работая индивидуально с каждой ученицей, добилась того, что большинство учениц ее класса начало пользоваться при заучивании новым, предложенным ею приемом. После того как Е.Н. Устинова-Здорова научила своих учениц работать с «планом», они стали лучше успевать, знания их стали активнее, увереннее, крепче.

Это осознали и многие школьницы. Автор приводит высказывания многих из них, свидетельствующие о том, что они усвоили новый прием учебной работы и поняли его преимущества: «... я заучивала урок по книге подряд, ничего в этом не разбиралась. С планом лучше. Здесь выбираешь самое главное». — «С планом учить урок лучше, но дольше». — «План составить трудно, но зато рассказывать по плану легче».

Следующий пример относится к ученикам начальной школы. Учительница Л. М. Султанхуджанова, работающая в течение нескольких лет в контакте с Лабораторией психологии воспитания Института психологии АПН РСФСР, поставила своей целью научить своих учеников правильно учиться уже с I класса. Для этого, во-первых, для всех учеников, у которых она обнаруживала в этом отношении недостатки, было организовано приготовление уроков в классе. Эта работа проводилась так же, как и описанная выше работа со школьниками старших классов, поэтому мы не будем на этом останавливаться. Во-вторых, Л.М. Султанхуджанова посетила на дому каждого ученика своего класса. Во время посещения она наблюдала, как ученик готовит уроки. Л.М. наблюдала весь процесс приготовления ребенком уроков, а не ограничивалась каким-нибудь одним этапом.

Таким образом, комбинируя оба вида работы, Л.М. Султанхуджанова была в состоянии предупредить возникновение у своих учеников многих неправильных приемов и активно формировать правильные способы работы. Проводимая ею в течение двух лет работа в этом направлении дала очень хорошие результаты.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.