Сложный случай
Входя в свою комнату, девочка-подросток постоянно хлопала дверью. Отец посоветовал ей смоделировать процесс плавного закрытия двери, дабы перебороть желание хлопнуть ею. Он также сказал, что уверен в ее способности это сделать, и попытался помочь:
- Входя в комнату, остановись на мгновенье, а затем закрой дверь.
Девочка попробовала представить себе этот процесс. Отец сказал, что она может предложить более удобный для нее вариант или изменить уже имеющийся.
И все-таки отец знал, что перебороть привычку может оказаться не так просто, поэтому спросил:
- Что мне сделать, если ты будешь продолжать хлопать дверью?
Сама девочка предложила снять дверь вообще, если хлопанье продолжится.
И оно продолжилось. Отец спокойно открутил дверные петли, поставил дверь в гараж и сказал:
- Мне прекрасно известно о твоем стремлении к уединению и мне искренне хотелось бы вернуть дверь на свое место. Я повешу дверь обратно, как только ты предложишь более эффективный вариант ее закрытия.
Девочка придумала модель (схему поведения), согласно которой она должна была заходить в комнату, поворачиваться к двери и закрывать ее. Она показала отцу, как это будет выглядеть, и попросила его вернуть дверь на место.
Данный пример наглядно демонстрирует заинтересованность отца в том, чтобы помочь дочке научиться контролировать собственные импульсы, чтобы ее поведение стало больше рефлексивным, а не рефлекторным.
13.06.2018