Содержание и форма работы
Вся работа в звене осуществлялась самими пионерами. Классный руководитель подсказывал своим ученикам содержание и форму работы, учил звеньевых и всех пионеров организационной работе, следил самым тщательным образом за жизнью звена, давал советы, вносил коррективы. Однако все время в этой работе он выступал не как активный участник, а только как советчик.
Конечно, такая работа дала очень хорошие результаты. К концу года класс выправился по поведению, а в течение следующих двух лет (в шестом и седьмом классах) стал одним из лучших школьных коллективов. Звенья в этом классе продолжали такую работу и в последующие годы, но, понятно, что и форма ее, и конкретное содержание менялись, однако принцип организации школьников в маленькие, самодеятельные жизненные коллективы сохранился.
Нам известен аналогичный опыт организации такой работы и в третьем и в четвертом классах, также неизменно дававший очень хорошие результаты.
Некоторые учителя и в старших классах пытаются организовать небольшие коллективы школьников. В московской школе в IX классе ученики объединились по рядам и организовали три коллектива, в одном VIII классе той же школы такие коллективы организовались по добровольному принципу, а в другом VIII классе эти коллективы выросли из групп, выделенных первоначально для выполнения определенного задания. Классным руководителям удалось поставить перед такими коллективами, помимо очень важных задач, выдвинутых самими школьниками, также и такие, как улучшение своего поведения, организация порядка в классе.
Во всех этих классах классным руководителям пришлось учить своих учеников организационной работе, подсказывать правильные организационные формы, помогать налаживать правильный учет и контроль. Несмотря на то, что это были ученики старших классов, они еще не имели опыта такой работы. В результате в обоих восьмых и в девятом классах, в которых проводилась эта работа, дисциплина была значительно лучше, чем в параллельных классах тех же школ и чем она была в этих же классах до организации работы таких небольших коллективов.
Такая организация в классе небольших коллективов является удачным приемом предупреждения недисциплинированности.
Очень важным условием предупреждения недисциплинированности является также правильная организация урока: фронтальная работа учителя со всем классом, достаточная нагрузка учеников, правильный темп урока. Однако такой общей правильной организации урока, которую, кстати сказать, можно наблюдать у очень большого числа учителей, еще недостаточно для того, чтобы обеспечить работу каждого ученика. Здесь требуются специальные меры, для того чтобы вовлечь в активную работу каждого из учеников.
Отдельные учителя находят в своей практике много приемов, хорошо решающих эту задачу. Остановимся на некоторых из них.
Прежде всего, это система индивидуальных заданий на уроке. Такими заданиями учитель, во-первых, исключает один из поводов возникновения недисциплинированного поведения на уроке и, во-вторых, достигает ликвидации имеющихся у школьника пробелов.
13.06.2018