Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Специальная методика

Для проведения исследования была разработана специальная методика. Использовался обычный для учителей первого класса прием оставления детей после уроков. Однако в данном исследовании это мероприятие проводилось совсем иначе, чем оно проводится обычно, и дало совсем иной воспитательный эффект. Обычно учителя оставляют после уроков только тех учеников, которые не приготовили домашнего задания или выполнили его неправильно, причем эта мера воздействия далеко не всегда носит систематический и обязательный характер и часто проводится как наказание.

В исследовании этот прием осуществлялся следующим образом.

Во-первых, после уроков с требованием исправления работы оставляли всех детей, которые не выполнили или плохо выполнили свою учебную работу, все равно домашнюю или классную. Это проводилось систематически и обязательно. Не было случая, чтобы ребенок, не выполнивший или плохо выполнивший задание учителя, ушел домой, не сделав его снова максимально хорошо и добросовестно. Это касалось не только тех детей, которые вовсе не выполнили задания, но и тех детей, которые сделали в этом задании какие-либо, пусть даже очень маленькие, погрешности. Это могло быть недописанное слово или даже одна только буква, нерешенная строчка примера, грязно или небрежно выполненное задание.

Оставлялись не только те дети, у которых были погрешности в выполнении домашних заданий, но и те, которые проявили недостаточную старательность или небрежность в классе. При этом всегда учитывалась степень старательности и умений каждого ученика.

Работа одного ребенка, даже если она и была объективно выполнена лучше, чем работа какого-нибудь другого, могла требовать переделки, так как первый ребенок сегодня сделал хуже, чем вчера, в то время как второй, наоборот, выполнил свою работу так же, а может быть и лучше, чем вчера.

Таким образом, недобросовестно выполненная, неаккуратная, плохая работа никогда не принималась учителем от ребенка, который всегда ее переделывал. Этим у детей создавалось убеждение, что от них требуется наилучшее выполнение, что учебное задание нельзя выполнять небрежно, плохо, как-нибудь, что ничего и никогда в недоделках учеников не пропускается учителем и что всякую плохо выполненную работу надо исправить.

Постоянство этих требований, неуклонность в их предъявлении имели очень большое значение для формирования привычки всегда выполнять дело хорошо. Стоило только один или два раза отступить от этого правила, как привычка нарушалась, и нужно было много новых дополнительных усилий, чтобы ее восстановить.

Во-вторых, это мероприятие было организовано таким образом, что между выполнением работы учеником и ее оценкой, а затем переделкой был небольшой промежуток. Это было важно потому, что если бы между выполнением работы и ее оценкой ребенок выполнял другие работы и в классе и дома (как обычно происходит в школе), он легко мог бы забыть то отношение, с которым он выполнял работу, и видел бы только ее результат. А поскольку педагогическая задача заключается именно в воспитании у ребенка отношения к качеству своей работы, этот момент является чрезвычайно важным. Поэтому еще до начала занятий проверялось выполнение всех домашних заданий, давалась оценка качеству работы и отмечалось, чья работа требует переделки. Работу по проверке качества выполнения домашних заданий в начале учебного года проводили учителя, но уже начиная с середины октября это делали сами ученики. Качество выполнения классной работы также проверялось сразу по выполнении этой работы. Тут же на уроке, обходя ряды детей, учитель указывал, в чем достоинства и недостатки работы каждого из учеников, и тут же отмечал, кто из детей должен остаться для исправления своей работы. Все дети, домашняя или классная работа которых была по качеству ниже их возможностей, в тот же день после уроков переделывали ее.

В-третьих, при проведении этого мероприятия необходимо было придать ему в глазах детей именно тот смысл, который нужен был в воспитательных целях, а именно: они должны были воспринимать его как воздействие, которое проводится для того, чтобы научить их хорошо, старательно и аккуратно работать, научить их всегда готовить уроки, выполнять все, что задано. При этом нужно было, чтобы к этим задачам дети относились так же, как они относятся к задачам научиться читать, считать, вставать без шума, поднимать руку. Такой смысл проводимого воздействия у детей создавался тем, что задачи выдвигались перед ними определенным образом. В самом начале работы, а потом систематически три-четыре раза в течение года, учителя проводили с учениками беседы, в которых они указывали на достижения, имеющиеся в классе, отмечали тех учеников, которые в каком-либо отношении отстали от других школьников и намечали ближайшие задачи, стоящие перед классом и перед каждым учеником. При этом во всех случаях речь шла, во-первых, об учебных навыках и знаниях (например, научились читать по слогам, выучили такое-то правило, научились считать до ста), во-вторых, о правилах поведения (например, научились вставать при ответе, поднимать руку, не бегать на перемене, хорошо строиться, не опаздывать) и, в-третьих, об умениях и привычках, связанных с качеством работы (например, научились старательно писать, не забывать готовить уроки, выполнять задания самостоятельно).

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.