Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Специальных методы исследования

В результате проведенного исследования возникли некоторые вопросы, ответы на которые требуют дополнительного изучения и нахождения специальных методов исследования. Тем не менее, мы считаем, что имеет смысл поставить их здесь и дать те гипотетические ответы, которые мы можем сделать на основании нашего материала.

Прежде всего, возникает вопрос о том, каким образом у ребенка сохраняются повышенные притязания в какой-либо области, несмотря на то, что эти притязания в течение длительного времени не удовлетворяются и ребенок терпит в данной области неуспех. Казалось бы, деятельность ребенка или его общение с окружающими, приводящие к постоянному неуспеху и, следовательно, доказывающие ребенку его несостоятельность в данном отношении, должны были бы повлиять на его притязания и привести их в соответствие с возможностями.

Мы хорошо знаем, что нередки случаи, когда притязания ребенка, оказавшиеся по каким-нибудь причинам завышенными по сравнению с его возможностями, приходят под влиянием оценки окружающих и результатов деятельности ребенка в соответствие с его возможностями. В таких случаях аффективные переживания у детей не возникают. У наших же испытуемых, как мы видели, завышенные притязания сохранялись, несмотря на неуспех.

Можно предположить на основании наших материалов, что причиной сохранения завышенных притязаний у детей младшего школьного возраста является частичный успех, хотя и не приводящий, в конечном счете, к положительному результату, но создающий все же у ребенка время от времени связанные с этим частичным успехом положительные эмоциональные переживания. Иногда эти переживания успеха возникают в результате того, что ребенок действительно добивается в своей деятельности какого-то результата, иногда же от того, что он получает от взрослых завышенную оценку. Так, например, такую завышенную оценку получали от родителей Галя и Шурик, от учителя — Женя. А у Нины и у Тани было много таких дел, в которых им удавалось добиться временного успеха. Часто и Нина и Таня становились и инициаторами и организаторами какого-либо дела, мероприятия, игры. Но, как мы видели, в силу целого ряда их особенностей ни та, ни другая девочка не могли добиться серьезного длительного успеха, к которому они стремились. Точно так же и дети, у которых притязания поддерживались завышенной, не соответствующей возможностям оценкой других людей, не могли, конечно, достигнуть положительного результата.

Однако для всех детей, как мы видели, неуспех не снижал их притязаний. Это можно объяснить тем, что именно в силу наличия аффективных переживаний каждый, даже самый незначительный успех (или положительная оценка) легко воспринимается детьми неадекватно, приобретает для них большее значение, чем это есть на самом деле. Дети стремятся приписать его своим заслугам и способностям, расширяя его на всю деятельность (или область общения), и не допускают в сознание того факта, что успех не заслужен, является только частичным, случайным.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.