Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Спокойные годы дошкольного детства

Спокойные годы дошкольного детства ребенка не подготовили ее к трудностям воспитания. Неуспехи сына в школе-интернате были для нее неожиданностью. Она была уверена (да и воспитатели детского сада ее убеждали), что Шурик очень легкий ребенок и что в школе с ним будет все в порядке. Она убеждена, что ее сын умный, сообразительный мальчик и что он может и должен учиться хорошо.

Мать Шурика не хотела и не могла поверить, что причина лежит в Шурике, и искала ее то в невнимании к нему учителей, то в несправедливом к нему отношении. Наряду с этим, не допуская мысли, что учение дается ему трудно, что он недостаточно способен, она обвиняла мальчика в лени, в нежелании учиться, резко реагировала на плохие оценки сына. Упрекала его без конца, читала ему нотации, наказывала его физически, лишала удовольствий. Она была убеждена, что он умный, способный мальчик, и поддерживала это убеждение в Шурике. Мать часто приходила в школу, то упрашивала и уговаривала учителей быть к нему внимательнее, то упрекала за отсутствие объективности, то требовала быть к нему строже, то начинала ругать и обвинять мальчика. Шурик очень любит мать, и ее настроения передаются ему. Он убежден, так же как и мать, что может хорошо учиться и так же, как и она, не винит себя в своих неуспехах.

Таким образом, поступление в школу-интернат не просто принесло мальчику много неприятностей, а коренным образом изменило всю его жизнь. Он жил спокойно, беспечно, а теперь он постоянно чувствовал по отношению к себе недовольство, претензии, ощущал себя не выполняющим возложенных на него обязанностей. Нарушилось то равновесие, к которому он привык и которое необходимо каждому ребенку для нормальной жизни в коллективе.

Однако Шурик не примирился с положением неуспевающего или плохо успевающего ученика, как и со своим положением среди детей. Мать, с которой у него очень близкий контакт и глазами которой он многое видит, ни в коем случае не хочет примириться ни с тем, что он отстает в учении, ни с тем, что он не справляется с режимными моментами. Эта убежденность матери в возможностях Шурика поддерживает его повышенные притязания. Кроме того, время от времени благодаря усилиям матери, учителя и детского коллектива (введения очень строгого контроля над ним, общественного обсуждения его успехов и т.д.) Шурик начинает в течение какого-то периода работать усерднее, и в результате ему удается добиться лучших успехов. Эти, хотя и временные успехи, очень преувеличиваются матерью и поддерживают его повышенные притязания и повышенную самооценку, которые в результате этого не приходят в соответствие с его возможностями. Не исчезают вследствие этого и его аффективные переживания.

Итак, наша гипотеза о причинах возникновения и процесса протекания аффективных переживаний Шурика заключается в следующем.

Жизнь до школы-интерната сформировала определенный облик мальчика. И в семье, и в детском саду Шурика любили за спокойный, веселый, уравновешенный характер, к нему предъявляли сниженные требования, помогали выполнять его обязанности; в результате он стал добродушным, ленивым, неумелым мальчиком. Он привык к спокойной жизни, к отсутствию таких требований, которые ему трудно выполнить.

В школе-интернате образ жизни Шурика резко изменился, на что Шурик и дал аффективную реакцию. В процессе жизни в школе-интернате аффективные состояния у мальчика не исчезли, потому что его завышенные притязания и самооценка все время поддерживались матерью.

Таким образом, аффективные состояния у Шурика возникли и поддерживались тем, что он не мог справиться с теми требованиями, которые к нему предъявила школа-интернат. Это нарушило то спокойное существование, которое было у него все предшествующие годы и в семье, и в детском саду.

В противоположность многим из изученных детей аффективные переживания Шурика возникли не потому, что он не мог добиться того, к чему он сам стремится, а от того, что он не мог выполнить те требования, которые к нему предъявляли и учителя, и детский коллектив, и мать. Эти требования оказались выше его возможностей. В данном случае необходима была значительная перестройка личности мальчика. Однако по целому ряду обстоятельств педагогическая работа с Шуриком по преодолению у него аффективных состояний не могла быть проведена, а длительное существование таких состояний привело уже к формированию целого ряда других отрицательных черт: озлобленности, грубости, замкнутости, скрытности.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.