Терминология
Терминология иерархии описывает четыре основных концепции социального (и личностного) развития. Концепции выступают базовым инструментом категоризации поведения и мотивации. Объяснив ребенку суть концепции, вы будете обозначать ее лишь одной, а не использовать термин целиком. Так, высшим в иерархии является Демократия, которую мы Дет обозначать как Уровень Б.
Иерархия социального развития
Два высших уровня напрямую связаны с мотивацией
Оба уровня поведения являются приемлемыми. УРОВЕНЬ Б - Демократия (Наивысший уровень)
Укрепляет самодисциплину
Опирается на инициативу
Отражает ответственность
Демократия и ответственность идут рука об руку, МОТИВАЦИЯ носит внутренний характер. На этом уровне человек совершает правильные поступки потому, что такое поведение является правильным.
УРОВЕНЬ С - Сотрудничество/Конформизм
Обдумывает
Сотрудничает
Слушается
Соглашается
МОТИВАЦИЯ носит внешний характер.
На данном уровне, как и на уровне Б, важными аспектами выступают стремление к сотрудничеству и удовлетворению просьб, однако мотивация носит внешний характер. Поведение на Уровне С обусловлено мотивацией, ориентированной на то, чтобы доставить удовлетворение окружающим, получить некоторое вознаграждение или избежать чего-то негативного, скажем, угрозы или наказания. Однако данному уровню присуща и своя степень риска того, что дети могу приспосабливаться или попадать под влияние безответственного поведения сверстников.
Основное различие между Уровнями С и О скрыне в поведении, а в его мотивации. Например, просит подростка застилать кровать, и ребенок выполняет его просьбу (Уровень С). Однако, если подросток знает, что домашние ожидают от его того, что он уберет кровать, берет инициативу в свои руки и застилает постель без напоминания, то его мотивация будет относиться уже к уровню О. В обоих случаях ребенок проявил ответственность: заправил кровать, правда, двигали им в этот момент разные факторы.
Важное замечание: иерархия является инструментом, предназначенными для самооценки.
Никто точно не скажет, чем мотивируется в своих поступках другой человек. Мы ожидаем, что поведение ребенка будет находиться на Уровне С. Уровень Б - альтернативный вариант.
Два нижних уровня характеризуют поведение. Ни один из них не является допустимым. УРОВЕНЬ В - Тирания/Буллинг
Командует другими
Терроризирует окружающих
Беспокоит окружающих
Нарушает законы и устанавливает собственные
Порядки
Ребенок нуждается в жестком контроле, чтобы вести себя правильно.
Данный уровень характеризуется недостаточны, контролем внутренних импульсов, отсутствием заботу об окружающих и недопустимыми формами поведения. Основная идея поступков ребенка на этом уров не: «Контролируйте меня, потому что я не в состоянии контролировать себя сам».
УРОВЕНЬ А - Анархия (Низший уровень)
Отсутствие порядка
Бесцельность и хаотичность
Отсутствие управления
Этот уровень характеризуется хаотичными поступками, полным отсутствием контроля и безопасности. Анархия - фундаментальный враг цивилизации. Поведение на нижних уровнях иерархии всегда приводит к стрессу. Наиболее эффективные методы управления подобным неприемлемым поведением представлены в двух следующих главах.
13.06.2018