Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Третья группа неуспевающих школьников

При изучении неуспевающих школьников отчетливо выделилась группа учеников, неуспеваемость которых связана с тем, что у них сформировались неправильные навыки и способы учебной работы. Про таких учеников говорят обычно, что они не умеют учиться. И это действительно так. Наблюдения над самостоятельно совершаемой учебной работой этих школьников показали, что они работают неумело, неправильно и поэтому часто безуспешно, что они пользуются такими способами учебной работы, которые дают очень мало эффекта и требуют от них значительной затраты лишнего времени и труда.

Наблюдения и специально организованное изучение показали, что недостатки учебной работы у этих школьников очень разнообразны и могут распространяться почти на все виды учебной деятельности. Несмотря на эти часто очень значительные различия, мы объединили в одну группу описываемых ниже неуспевающих учеников, потому что имеется, в сущности общая причина, определяющая особенности их учебной деятельности. Кроме того, одинаковой является работа учителя по преодолению неуспеваемости и особенно организация работы по предупреждению появления неуспеваемости со всеми школьниками, отнесенными в эту группу. Конечно, у разных школьников могут встретиться различные недостатки учебной работы. Остановимся только на наиболее распространенных из них.

Первая группа недостатков относится к способам заучивания материала. Учащиеся заучивают текст, не обрабатывая его предварительно логически, не выделяя логических частей, не составляя плана отрывка, который им надо выучить. У большинства учеников отсутствуют и другие активные способы заучивания. Они не пересказывают текст после первого или второго чтения, иногда вообще ограничиваются только чтением без пересказа. Читают они обычно весь текст с начала до конца один или два раза. Далее эти школьники не проверяют, усвоили они материал после того, как его учили или нет, и не знают, как вообще возможно самому себя проверить. Впрочем, при их способах заучивания им, конечно, очень трудно и проверить себя. Часто поэтому они убеждены, что хорошо выучили урок, в то время как на самом деле оказывается, что они его знают очень плохо. Впечатление, что материал хорошо выучен, создается у них непосредственно после чтения. Но, как известно, выученный таким образом материал забывается очень скоро, чего большинство из этих школьников не учитывает. Иногда оказывается, что такие ученики не усвоили какую-либо часть задания. Однако при сплошном чтении текста подряд, без озаглавливания частей и без самопроверки, они, конечно, не могут выделить и установить, чего именно они не знают. Ликвидировать именно этот пробел им оказывается часто трудно, потому что в случаях, когда им предлагают выучить неусвоенную часть, они начинают учить все сначала.

Очень часто эта особенность учебной деятельности является поводом для конфликта, так как школьник убежден, что он знает урок и учил его, а учитель констатирует плохое знание материала. В тех случаях, когда учитель не учитывает причины, обусловившей плохое знание материала школьником, и не доводит ее до сознания ученика (если учитель предъявит ему обвинение в лени, небрежности), создается повод для возникновения «смыслового барьера», о котором мы писали выше, со всеми вытекающими последствиями.

Как правило, описанный недостаток заучивания проявляется у одного и того же ученика в работе по всем предметам. Даже в тех случаях, когда какой-нибудь преподаватель требует и добивается от учеников по своему предмету других способов работы, ученики описываемой группы не переносят эти способы на другие учебные предметы.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.