Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Трудности в работе

По данным, полученным от матери, Шурик рос здоровым, спокойным ребенком. Толстенький увалень, медлительный и покладистый, он не вызывал трудностей при его воспитании ни в детском саду, где он находился в течение всей недели, ни дома, где он проводил воскресенье. Первые трудности в жизни ребенка возникли в связи с поступлением в школу-интернат.

Это объясняется следующим. Насколько можно судить, по словам матери, до школы вся жизнь и деятельность Шурика протекали так, что у него было мало обязанностей и к нему не предъявлялось почти никаких серьезных требований.

Конечно, у него, как и других детей, были простые, несложные дела (сам одевался, умывался и т.д.). Он подчинялся определенным правилам (должен был в определенное время есть, спать, гулять и т.д.), должен был вообще подчиняться требованиям взрослых и усваивать нормы поведения при взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Но в детском саду все эти требования к мальчику носили другой, по сравнению со школой, характер. Как бы мальчик ни выполнял все, что от него требуется (хорошо или плохо, быстро или медленно, аккуратно или нет и т.д.), это ничего не меняло в его жизни, к нему по-прежнему, независимо от качества выполнения его обязанностей, все хорошо относились, ему помогали, за него выполняли часть дел. Надо отметить, что все это определялось еще и указанными выше особенностями мальчика: медлительностью, с одной стороны, спокойным и добродушным характером — с другой.

Для всех было ясно, что он не из протеста или нежелания сам не успевает одеться или же убрать за собой игрушки, а просто не справляется с этим и ему требуется помощь. Совершенно естественно, что в школе-интернате дела у мальчика пошли иначе.

Впервые в жизни Шурик столкнулся с настоящими трудностями, преодолеть которые он был не в состоянии, потому что был к этому не подготовлен предыдущей жизнью.

Обязанности, которые теперь появились у мальчика, необходимо было выполнять, потому что иначе (в противоположность тому, что было до сих пор) возникало много неприятностей. Для Шурика (но совсем не для всех детей, пришедших вместе с ним в I класс школы-интерната) трудности выступили с самого начала при выполнении различных режимных моментов. У мальчика не только отсутствовали умения самостоятельно и аккуратно одеваться, умываться, застилать постель и выполнять другие подобные дела, но у него даже и не было установки на то, чтобы сделать все в срок самому. Он привык встречать снисходительное, нетребовательное отношение в ответ на свое фактическое неумение, а также часто и нежелание проявить усилия, потрудиться, заставить себя что-нибудь сделать быстро, аккуратно, хорошо.

В школе же и его неумение, и его нежелание встретили резкое осуждение как со стороны детей, так и со стороны взрослых.

Работа, которую проводила в этом классе сотрудник лаборатории Н.Ф. Прокина, заключалась в организации детского коллектива в первую очередь на основе самообслуживания, т.е. на выполнении именно тех режимных моментов, с которыми Шурику так трудно было справляться.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.