Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Участие ребенка в олимпиадах

Описанные выше особенности поведения проявляются у нее не во всех областях и не во всех случаях. Так, например, она сама активно вызывается участвовать в тех олимпиадах, в которых она чувствует себя уверенно и где она действительно может хорошо справиться (например, спортивная олимпиада, соревнование, в котором надо хорошо провести уборку, и т.д.), и отказывается принимать участие в некоторых других олимпиадах, прямо заявляя, что она там не справится, делать этого не умеет и т.п.

Точно так же, спокойно, вполне адекватно своим возможностям (так же, как и упомянутые выше дети — Миша и Зина), ведет себя Таня при выборе задач для складывания фигур из кубиков это образцам и отборе детей на это соревнование.

Следовательно, отказ пойти на олимпиаду, мотивировка отказа «не хочу», маскирующая неуверенность в себе, и противоречивость самооценки, проявляются у Тани не во всех случаях.

Из всего сказанного очевидно, что как неадекватность и противоречивость поведения Тани (в чем бы они ни проявлялись) , так и завышенные по сравнению с ее возможностями притязания и самооценка в некоторых областях нельзя объяснить ни более общими, свойственными всем детям особенностями (мы видели, что есть дети, которые ведут себя совсем иначе), ни индивидуальными особенностями Тани (мы видели, что у нее эти особенности проявляются не всегда и что связаны они, очевидно, с имеющимися у нее аффективными переживаниями).

Для изучения того, как и когда возникли у Тани аффективные переживания и каков процесс их протекания, было проведено дальнейшее изучение. Была изучена ее жизнь до школы, а также в I и II классах школы-интерната. Кроме того, когда Таня обучалась в IV классе, было проведено повторное изучение по всем тем линиям, по которым велось изучение девочки в III классе. Изложим полученные данные.

Если мы проследим поведение Тани в школе-интернате, то увидим, что все описанные выше особенности Тани, как те, которые связаны с аффективными переживаниями, так и те, которые, по нашему предположению, связаны с привычными формами поведения, проявлялись уже в I классе. Изучение показало, что в I классе Тане были свойственны те же особенности поведения, что и в III классе, только выражались они еще более остро. Так же, как и в III классе, она бурно реагировала на всякий неуспех в учении, работе, игре и пр. Так же, как и там, у нее отмечались резкие конфликты с детьми, ссоры и драки, поводом для которых и в I классе являлись настойчивые стремления девочки насильно получить желаемое или заставить детей поступать так, как она хочет. Но, кроме того, в I классе многие особенности поведения Тани, в отличие от III класса, вызывались ее взаимоотношениями со взрослыми. Таня очень стремилась установить контакт со взрослыми, хотела получать максимум внимания, ласки и заботы. Она очень ревниво следила за отношением воспитателей и учителей к другим детям. Если ей казалось (или на самом деле так было), что кто-нибудь из детей получил больше внимания от взрослого, чем она, что кому-нибудь дали книжку раньше, чем ей, на кого-нибудь из детей посмотрели ласковее, чем на нее, она сейчас же начинала плакать, отказывалась от общения, прекращала работу и т.д.

Изложенные факты о поведении Тани в I классе подтверждают предположение о том, что мы имеем здесь дело и с аффективными переживаниями и с отрицательными привычками.

Те особенности поведения Тани, с которыми мы встретились в III классе и которые, согласно нашей гипотезе, возникли, как привычные формы поведения и привычные способы взаимоотношений с детьми и взрослыми, сформировались у девочки еще до поступления в школу-интернат. Понятно, что с первых же дней пребывания в школе-интернате Таня пытается установить те же взаимоотношения с детьми и взрослыми, к которым она привыкла, и стремится занять то положение, которое она занимала до поступления в школу. Если бы Таня не привыкла раньше других получать желаемое (игрушки, вещи и т.д.), она не требовала бы этого и здесь. Если бы она раньше силой не добивалась этого, она не применяла бы насилия и здесь. Точно так же, если бы она не имела опыта установления взаимоотношений со взрослыми и не привыкла добиваться желаемого отношения, она бы и в школе не предъявляла требований к таким отношениям. По тем данным, которые у нас имеются о ее взаимоотношениях со взрослыми в I классе, видно, что Таня очень чутко улавливала, как и с кем следует себя вести. В отношении одних она претендовала на роль любимчика, и ей удавалось этого добиться. У других она силой добивалась желаемого внимания. А были и такие воспитатели, к которым Таня не предъявляла таких требований, не устраивала скандалов, не вымогала внимания и ласку, потому что отлично чувствовала, что своими методами здесь ничего не сумеет добиться.

Как же сложилась жизнь Тани до школы, и каким образом сформировались у нее эти особенности?

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.