Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

«Учебные игры»

О том, какое важное место занимает игра в жизни ребят, в их умственном, нравственном, эстетическом развитии, говорят очень часто, но оказывается, игра может помочь также в учебной работе детей.

В игре дети охотно выполняют те же самые учебные задания, от которых отказываются без игры. При этом должно быть такое условие: ребенок выигрывает, если он правильно выполнил задание, а проигрывает, когда сделал ошибку.

Если в такую игру мальчик или девочка станут играть с удовольствием, если они будут стремиться выиграть, то значит, и постараются правильно прочесть или сосчитать. И мы добьемся самого главного — учебная работа уже не будет пугать ребенка. Надо только позаботиться о том, чтобы игра действительно увлекла его.

Для учебной игры можно, например, использовать специальное лото.

Сделать такое лото очень просто. С этим может справиться с помощью отца или матери любой школьник, даже и сам первоклассник, для которого эта игра предназначена. Лист белой бумаги размером в страницу тетради или немного меньше расчерчивают на шесть равных клеток. Это будет большая карта. В полученные клетки вписываются те слова, которые ребенок будет читать, или примеры, которые он будет решать, по одному слову или по одному примеру в каждую клетку. Потом вырезаются маленькие карточки, на них пишутся либо те же слова, либо готовый результат решенного примера. Так, на большой карте в одной клетке, написано «3+2», а на маленькой карточке — ответ «5». В другой клетке «6-3», а на маленькой — «3».

Ребенку очень нравится, если из маленьких карточек, после того, как они покроют большую карту лото, получается какая-нибудь целая картина. Этого легко добиться, если маленькие карточки нарезать из целой большой картинки, разделив ее на шесть частей. Картинку можно взять из старых букварей, журналов, ненужных книг. Следует только позаботиться, чтобы величина большой карты и картинки, из которой будут нарезаны маленькие карточки, совпадала.

Лото можно сделать не только для счета, но и для чтения. Вот как играл с дедушкой в такое лото для чтения семилетний Сережа.

Усаживаясь с мальчиком за стол, дедушка напоминал внуку:

— Смотри, Сережа, читай внимательно, не ошибайся, а то у тебя не сложится картинка. Помнишь, вчера собака осталась без ноги, и ты проиграл?

— Да...Только три ноги было, помню. Я буду стараться.

— А ты не гадай, а читай, а то угадать слово все равно не сможешь. Ну, давай играть.

Сережа получает карту. На ней в каждой из шести клеток четко и ясно написаны и разделены черточкой на слоги такие слова: «мар-ля», «май-ка», «мар-ка», «ма-лыш», «мас-ло», «ма-ляр». Все слова на карте начинаются одинаково. Это сделано для того, чтобы Серега не угадывал слава, а непременно должен был прочитать каждое из них.

Игра начинается. Сережу мучает любопытство, и он спрашивает у дедушки:

— Дедушка! А если я правильно буду читать и класть картинки, какая картинка получится?

— Должна получиться лошадь. Ну, давай начинать. Называю тебе первое слово — «маляр». Ищи у себя в клетке на карте — где там написано «маляр»?

Сережа вполголоса читает по слогам:

— «Май-ка»,«мар-ля». А вот, «ма-ляр»!

— Где покажи-ка?

— Да вот же, дедушка, смотри — «ма-ляр».

— Правильно, молодец! Клади не него карточку, вот, так, переверни. Ну, что там нарисовано?

— Да это хвост, дедушка! — смеется Сережа. — Вот здорово! «Хвост уже есть у лошади. Ну, читай дальше...

— «Мар-ля».

— Сейчас, погоди... «Мар-ля». Вот, сразу нашел! «Марля».

— Правильно, — говорит дедушка и подает внуку карточку.

— Клади ее на место.

Сережа рассматривает рисунок на карточке.

— А здесь нога нарисована. Смотри, дедушка, видишь — нога лошадиная и копыто.

Та-ак!

Сережа быстро и безошибочно находит еще два слова, которые ему называет дедушка. Теперь у него на карте остались незакрытыми только «малыш» и «масло». Сережа вместо того, чтобы прочесть их, как он делал раньше, молча глядит на эти слова.

— Ну, Сережа, скорее, «малыш». Чего волнуешься? — подбадривает дедушка. — Проиграть боишься? А ты не угадывай, а читай.

— Какое? Это или нет? — спрашивает Сережа. Дедушка неумолим:

— Скорее говори, а то я откладываю карточку.

— Да я не знаю какое, это или это? — капризно тянет Сережа.

— А я тебе говорю: прочти и будешь знать.

— «Масло». Нет, не это... — шепчет Сережа. — «Малыш». Ага, вот оно? Значит, теперь одно только слово «масло» и осталось! Ура! Дедушка я выиграл! Ни разу не ошибся. Смотри, какая лошадь получилась! Давай еще играть...

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.