Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Учитель в работе по перевоспитанию

Учитель в работе по перевоспитанию часто сталкивается с тем, что школьник, с которым проводится данная работа, только какой-то отрезок времени, иногда очень небольшой, ведет себя согласно своему решению, а затем снова переходит к старым формам поведения. Порой новые формы поведения сохраняются только в течение части урока, одной или двух перемен, иногда на протяжении одного-двух дней. Здесь многое зависит от тех привычек, которые преодолеваются, от возраста школьника, особенностей его личности. Но сам по себе факт можно, очевидно, объяснить тем, что созданное или появившееся у школьника намерение (вести себя хорошо, измениться в определенном отношении, побороть те или иные привычки) легко может ослабеть. Школьнику трудно в течение длительного времени активно и сознательно контролировать свое поведение. Поэтому старые, уже привычные формы поведения легко заменяют новые, еще не установившиеся формы, иногда существуя рядом с ними, иногда даже и вовсе их вытесняя. Это отнюдь не свидетельствует о том, что школьник не хочет вести себя иначе, что вся работа по изменению его отношений, по созданию новых целей пропала.

Наоборот, часто эта трудность преодоления старых привычек связана у самих школьников с тяжелыми неприятными эмоциональными переживаниями. Школьники иногда в этих случаях теряют веру в свои силы, огорчаются, решают, что у них ничего не получится, что они не могут измениться.

Это обстоятельство, однако, не всегда правильно учитывается учителями, как мы уже указывали на это в I главе. Учитель считает, что раз школьник какой-то период вел себя хорошо, а теперь вернулся к прежним привычкам, значит, он не хочет исправляться.

При перевоспитании школьников, следовательно, приходится учитывать, что, с одной стороны, преодоление привычных форм поведения является длительным и что, с другой стороны, школьнику часто удается сохранить появившиеся у него новые формы поведения только очень короткий срок. Исходя из этого факта, мы в случаях перевоспитания школьников с уже сформировавшимися привычными способами поведения используем, наряду с другими, также следующий прием. Мы не только добиваемся того, чтобы были выделены и поставлены конкретные задачи, касающиеся преодоления тех или иных привычек, поступков, форм поведения, но вначале ставим перед школьником эти задачи на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 минут урока). При этом в начале работы мы приближаем создание у школьника намерения вести себя соответствующим образом к тому моменту, когда это поведение осуществляется. В тех же случаях, когда создание намерения отстоит далеко (один день и больше, а для младших школьников — несколько часов), перед уроком или переменой, т.е. непосредственно перед тем, как школьник должен выполнить принятое решение, учитель или тот, кто в данном случае его заменяет «подкрепляет» созданное прежде у школьника намерение, стремится придать ему ту силу и эмоциональность, которые существовали раньше и легко могли ослабеть за прошедший отрезок времени.

Для этого непосредственно перед выполнением используются: напоминание о принятом решении, короткая беседа, подбадривание, повторно выраженное согласие школьника; проверяется, все ли он помнит, знает ли он, что и как должен делать, а сразу же после выполнения проводится контроль.

Постепенно появляется возможность увеличивать временные отрезки как между созданным (или подкрепленным) намерением и выполнением, так и между выполнением и проводимым контролем. Увеличивается также срок, на который школьник получает конкретное задание вести себя определенным образом, например, вести себя так, как условлено, на уроке уже не 10 минут, а 15—20, весь урок; не одну перемену, а две, три, весь день.

Воспитание


17.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.