Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Упражнения по обучению счету

После того, как мальчик вместе с экспериментатором проделал несколько упражнений, ему было предложено выполнять задания самостоятельно.

Экспериментатор: Теперь ты понял, как надо считать?

Вова: Да, по одной палочке двигать и вслух считать. Только вслух трудно.

Экспериментатор: Нет, не трудно, ты уже делал и умеешь это делать хорошо. Ну, сосчитай, к трем палочкам (кладет три палочки) прибавить две (кладет две палочки поодаль).

(Вова начинает считать по пальцам.)

Экспериментатор: Нет, не по пальцам, а как я тебя учила.

Вова: Палочки двигать?

Экспериментатор: Да.

Вова (двигает одну палочку и говорит): Там три и еще одна — четыре.

Экспериментатор: Ты сколько прибавил палочек?

Вова: Одну.

Экспериментатор: А надо две. У тебя тут теперь сколько?

Вова: Четыре и еще одна (придвигает вторую палочку), будет пять.

Экспериментатор: К семи прибавить два. (Кладет соответственно семь палочек и две палочки.)

Вова: Это трудно, это я не умею.

Экспериментатор: Нет, умеешь, по одной палочке присчитывай, как я тебя учила.

Вова: Ах так? Так я умею. Будет... сейчас... Тут семь палочек... будет восемь (придвигает одну), девять (придвигает вторую), тут девять стало.

Экспериментатор: Молодец. Теперь к четырем прибавь два.

Вова (через 10 сек.): Сейчас... пять... шесть. (Придвигает палочку по одной.)

Экспериментатор: Правильно, только медленно, постарайся поскорее. К пяти прибавь два.

Вова (через 12 сек.): Шесть, семь.

И так далее.

На следующем занятии Вова выполняет эти задания быстрее (через 2—3 сек.). Но и на этом занятии, как и на некоторых следующих, он еще заявлял, что «не знает, как надо считать», что он «не умеет так», что «это очень трудно» и т.д. Однако достаточно было экспериментатору напомнить ему о приеме и о том, что он уже научился считать, как мальчик тотчас же начинал пользоваться приемом и правильно выполнял все задание. С теми же фактами мы встретились еще у двух из наших испытуемых, не только при обучении этому приему, но и при обучении другим приемам.

После того, как наши испытуемые выучились совершать с предметами все действия, соответствующие тому приему, которому нам надо было их обучить, мы перешли к следующей стадии обучения, т.е. к совершению этого же действия в воображаемом плане. Однако только два ребенка смогли сразу перейти к выполнению этих действий полностью в воображаемом плане.

Трое из наших испытуемых (Миша Я., Юра К. и Вова Б.) сумели перейти к действию в воображаемом плане, только постепенно избегая внешних действий. Эта постепенность в данном случае проводилась следующим образом.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.