Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Устранение аффективных переживаний

Все это свидетельствует о том, что, по-видимому, исчезли аффективные переживания, связанные с взаимоотношениями Тани с товарищами, и что, следовательно, оказалась удовлетворенной очень важная для нее потребность. Изменения в поведении девочки, которые произошли к концу обучения в IV классе, подтверждают это предположение.

Но мы предположили, что не только за стремлением Тани к иным взаимоотношениям, а также и за ее стремлением занимать иное общественное положение лежит потребность быть любимой и уважаемой детьми. Следовательно, если у нее наладились хорошие взаимоотношения с детьми в коллективе, у нее должны были также исчезнуть отрицательные аффективные переживания, связанные с ее завышенными притязаниями в общественной работе.

Материалы изучения показывают, что и в настойчивом желании Тани быть обязательно выбранной, в IV классе по сравнению с III классом произошли заметные изменения. Хотя Таня по-прежнему не имеет таких поручений, все ее поведение говорит о том, что теперь ее отношение к общественным обязанностям и ее стремления в этой области совершенно изменились.

Правда, так же, как и раньше, она высоко оценивает свои возможности выполнять различные общественные поручения, но теперь эта ее оценка не колеблется, не является противоречивой. Хотя так же, как и в III классе, Таня хотела бы выполнять обязанности старосты или звеньевой, но в беседе с ней выясняется, что это желание не так сильно как раньше и что она чувствует себя удовлетворенной, не имея таких общественных обязанностей. На вопрос экспериментатора, жалеет ли она, что ее никуда не выбрали, она отвечает: «Да ну, мне и без этого хорошо, все равно меня теперь девочки любят, и я со всеми играю».

Эксп. А хочется тебе, чтобы тебя выбрали?

Таня. Не очень, так себе, если бы выбрали, я бы, конечно, работала.

Эксп. А смогла бы ты справиться с обязанностью звеньевого?

Таня. Конечно, смогла.

И в дальнейших беседах все время повторяется то же самое. Она могла бы справиться, не прочь поработать, но спокойно относится к тому, что дети ее никуда не выбрали. Не проявляется также противоречий и неадекватности (как это было в III классе) при выборе детей для соответствующей олимпиады: Таня сразу, не колеблясь, в числе первых трех детей называет себя и твердо заявляет, что сумеет справиться на олимпиаде со всеми заданиями.

Интересен следующий факт, несмотря на то что Таня за все это время не выполняла постоянных общественных обязанностей, поколебавшаяся было в III классе оценка своих возможностей в этой области теперь, через год, становится устойчиво высокой. Это вполне понятно с точки зрения приведенных выше рассуждений. Самооценка Тани поколебалась, очевидно, в результате неправильно сложившихся взаимоотношений с товарищами. Наладившиеся хорошие взаимоотношения при действительно объективно хороших возможностях не могли не повлиять и на ее самооценку. Тем более что фактически теперь она часто выполняет роль организатора в детском коллективе, в играх, при выполнении какой-нибудь работы и т.д.

Таким образом, так как в противоположность прошлому году Таня теперь не проявляет тех особенностей поведения (противоречия, неадекватность, неустойчивость самооценки), которые давали тогда основание предполагать у нее аффективные переживания, можно думать, что эти переживания у нее исчезли и в области, связанной с выполнением общественных обязанностей. Несмотря на то, что проявляемые ею раньше стремления не были удовлетворены, аффективные переживания, связанные с этой областью, исчезли; это еще раз подтверждает правильность нашего предположения о том, что за ее стремлениями и здесь лежала потребность в определенных взаимоотношениях с товарищами.

Какая же работа была проведена с Таней, какими способами удалось получить положительный воспитательный эффект?

Конечно, с первого дня поступления Тани в школу-интернат, в течение всех лет с девочкой велась систематическая воспитательная работа, которая в основном сводилась к тому, что выговорами, наказаниями, уговорами, беседами по возможности пресекались и не получали подкрепления описанные выше отрицательные формы поведения, которые в результате этой работы постепенно сокращались.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.