Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

В противоположность детскому дому

В интернате (в противоположность детскому дому) такое поведение Тани встречало отпор и неодобрение со стороны и детей, и воспитателей.

Надо учесть еще и то, что в этом классе в результате специально проводимой работы по организации коллектива уже имелось общественное мнение, нередко определявшее отношение детей к тем или иным поступкам. Поэтому поведение Тани не только вызывало неудовольствие детей, но встречало резкое сопротивление и общественное порицание.

Это противодействие и детей, и взрослых, с котором столкнулась Таня в школе-интернате в ответ на свое поведение, нарушило ее привычную жизнь, лишило ее того детского общества и тех взаимоотношений (и с детьми, и со взрослыми), к которым она привыкла, в которых ощущала потребность и которые были ей необходимы.

Положение Тани еще ухудшилось тем, что уже с первых дней она столкнулась с трудностями в учении. У нее не было необходимого для успешного учения умения настойчиво преодолевать интеллектуальные трудности, ей трудно давался счет и т.п. То в одном виде занятий, то в другом она наталкивалась на затруднения, а иногда и на неуспех.

Не привыкшая к неуспеху, девочка бурно на него реагировала, т.е. вела себя так, как она привыкла вести себя в детском доме в ответ на всякий неуспех. Но в интернате, в противоположность тому, что происходило в детском доме, в ответ на свою бурную реакцию она получала не желаемое, а новый неуспех — наказание, порицание и т.д. И это вполне понятно: во-первых, бурная реакция Тани при требовании желаемого в детском доме была направлена на такие предметы (игрушки, картинки и т.д.), которые всегда можно было ей дать; во-вторых, удовлетворение ее желания приводило к тому, что в группе устанавливались тишина и порядок. По рассказам матери легко себе представить (а из опыта известно, что, к сожалению, часто так бывает), что воспитатели охотно шли по линии наименьшего сопротивления и удовлетворяли требования девочки, даже проявляемые в такой недопустимой, с воспитательной точки зрения, форме.

Естественно, что в школе-интернате все происходило как раз наоборот: сколько бы Таня ни протестовала, желаемого она не получала, а шум и беспорядок, который она вносила в класс, вынуждали воспитателей реагировать на ее поведение совершенно определенным образом, т.е. категорически пресекать его.

Изложенный материал дает все основания предполагать, что аффективные переживания возникли у девочки именно в результате того, что в школе-интернате ей не удалось стать уважаемым и любимым членом детского коллектива и не удалось установить такие взаимоотношения со взрослыми, которые бы ее удовлетворяли.

Итак, наше предположение заключается в следующем: сложившиеся у Тани еще в детском доме отрицательные привычные формы поведения вызывали у товарищей девочки и взрослых в школе-интернате отрицательное к ней отношение и лишили ее привычного тепла, ласки, любви, уважения, т.е. такого отношения, которое стало ее потребностью и создало высокий уровень притязаний и высокую самооценку. Изменение этих взаимоотношений в худшую для Тани сторону привело к возникновению аффективных переживаний.

Неудовлетворенность потребности в определенных взаимоотношениях означала для нее и неудовлетворение ее потребности в высокой самооценке. Эта ситуация вызвала стремление не допустить в сознание как самый факт плохих взаимоотношений с детьми, так и причину этих взаимоотношений.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.