Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Воспитание детей

Мы видели, что в беседе она решительно и категорично утверждает, что сможет быть хорошим командиром. Когда же при выборе детей на соответствующую олимпиаду зашла речь о ее возможностях, она выражала колебания и сомнения. Нина при отборе детей на олимпиаду командиров сама не называла себя (при выборе на другие олимпиады называла). Правда, в конце концов, она согласилась пойти на эту олимпиаду, но твердой уверенности в том, что она справится с делом, у нее не было. Как и другие дети с отрицательными аффективными переживаниями, она, очевидно, только в более ответственной ситуации (возможность провалиться на олимпиаде) начинает осознавать эту неуверенность в себе.

Все описанные факты позволяют думать, что в данном случае у Нины имеются аффективные переживания, которые хотя и не являются очень сильными, но тем не менее являются причиной тех форм поведения, на которые указывали учителя и с которыми мы столкнулись в экспериментах.

Изучение жизни Нины в семье позволило понять, почему у нее могли возникнуть аффективные переживания. Конечно, и в этом случае, как и во всех предыдущих, мы вынуждены только толковать факты, о которых мы узнали из воспоминаний матери и учителей. Поэтому все изложенное ниже высказывается в порядке предположения, которое не может быть доказано более точными данными.

Согласно выдвинутому положению аффективные переживания возникают в тех случаях, когда не удовлетворяется какая-то важная для ребенка потребность. И за стремлением Нины быть командиром, неудовлетворение которого связано у девочки с аффективными переживаниями, также лежит какая-то для нее очень важная потребность.

При описании предыдущих случаев мы видели, что у маленьких школьников это стремление было связано не с потребностью командовать, приказывать, подчинять себе других детей, а, как правило, совсем с другим. Дети обычно видели в этом признание их умений, проявление любви, уважения, дружбы, а иногда и доказательство их превосходства над другими.

И у Нины за ее стремлением быть командиром лежали те же потребности, которые мы обнаружили у остальных детей.

Как можно предположить, с Ниной произошло следующее. До щколы-интерната Нина жила с отцом и матерью. Отец Нины был адвокат, семья культурная, обеспеченная. К Нине в семье относились не только любовно и внимательно, и но и с восхищением: на умную, способную, активную девочку родители возлагали большие надежды. Оправдывать эти надежды — стало позицией девочки, определившей во многом ее поведение.

После смерти отца девочку из-за болезни матери пришлось поместить в школу-интернат. Так как большинство детей, поступивших в школу-интернат вместе с Ниной, по определенным причинам были, как правило, развиты хуже, чем Нина, знали и умели меньше, чем она, у матери возникло стремление, определяемое ее отношением к девочке, постоянно подчеркивать превосходство Нины над остальными детьми, выделять ее из всех детей, добиваться признания ее превосходства над всеми окружающими.

В самом начале существования школ-интернатов туда в первую очередь принимали детей, которые больше всего нуждались в этом из-за плохих семейных условий (плохие жизненные условия, отсутствие или болезнь одного из родителей и т.п.). Естественно, что жизнь в таких условиях сказывалась определенным образом на здоровье детей, на их умственном и физическом развитии.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.