Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Воспитательное воздействие

В тех случаях, когда учителя проводили это воспитательное воздействие, соблюдая все указанные выше условия, для всех детей класса и для ребенка, который оставался после уроков, эта мера действительно всегда имела только один смысл: это был в их глазах один из видов школьной работы, помогающий им справиться с трудностями, помогающий им достичь цели, к которой они стремились — научиться работать старательно и хорошо, так, как должен работать школьник. В процессе проведения этого мероприятия все дети убеждались, что у школьников не может остаться не выполненным то или иное задание, что невозможно оставить что-нибудь недоделанным или сделанным плохо, иначе они могут отстать, не будут знать то, что знают все дети.

Надо отметить, что именно благодаря смыслу, который это мероприятие приобретало для учеников, все они охотно оставались после уроков. У них появился термин «тренироваться». Они говорили: «Я неаккуратно написал», «Я не старался», «Я плохо читал», «Я неправильно решил», «Мне надо потренироваться». Ни разу за все время работы ни один ребенок не только не выразил протеста против оставления после уроков, но ни один не воспринял его как наказание или даже просто неприятную обязанность. Все дети охотно оставались, а оставшись, старательно исполняли все, что им положено выполнить.

Наконец, последний момент, который учитывался нами, заключался в создании у детей положительных эмоций, связанных с выполнением ими учебных заданий. Положительные эмоции имеют в этом случае огромное значение, так как, возникая вначале в результате похвалы учителя, они затем переносятся на учебную работу и создают вместе с образовавшимися привычками и навыками необходимые условия для формирования правильного отношения к учебному труду.

Совершенно ясно, что одного только появления во время этой работы отрицательных и неприятных переживаний достаточно для того, чтобы у детей появилась нелюбовь к учению, а вместе с этим стремление избежать выполнения учебных обязанностей. Эти соображения еще раз заставляют подчеркнуть важность того, чтобы оставление детей после уроков для доработки невыполненного или плохо выполненного задания проводилось ни в коем случае не в виде наказания, а всегда как необходимое школьное мероприятие, способствующее лучшему усвоению знаний. При проведении этого воздействия, как уже указывалось, учителя добивались того, чтобы дети не чувствовали наказания, осуждения, упреков в тоне учителя, даже при констатировании недостатков их работы. Создание положительных эмоций начиналось уже тогда, когда учитель, отмечая, что тот или иной ребенок еще не овладел каким-либо умением, знанием, предлагал ему помощь — остаться после уроков для того, чтобы этому научиться. Во время работы всегда отмечалось любое достижение ребенка, учитель показывал школьнику, чем он уже овладел и что ему еще остается доработать.

При проведении этого мероприятия, как ясно из всего изложенного выше, невозможно было выделить только тех учеников, у которых было неправильное отношение к учебному труду. В эту работу были включены все дети, которые по той или иной причине не справлялись или плохо справлялись со своей учебной работой. Таким образом, это мероприятие выливалось фактически в дополнительные занятия, в процессе которых учитель работал с каждым ребенком, осуществляя индивидуальный подход. По характеру работы, которую надо было проводить с детьми, школьников можно разделить на несколько различных групп.

Для некоторых детей достаточно было самого факта оставления на дополнительные занятия и предложения исправить ошибки или заново сделать работу для того, чтобы они охотно и хорошо выполнили то, что требуется.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.