Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Вознаграждение ожидаемого поведения

Традиционные подходы, основанные на вере в то, что внешняя - исходящая от кого-то или чего-то со стороны - мотивация может заставить человека исправиться или изменить поведение, - не что иное, как выдумка. Внешнее стимулирование есть на самом деле манипулирование, давление или принуждение - в той или иной степени «жесткости». Наиболее «мягкие» формы ориентированы на то, чтобы заставить ребенка слушаться в обмен на вознаграждения, «жесткие» походят на муштру. Пытаясь изменить поведение ребенка, родитель устанавливает последствия безответственности, зачастую болезненного или неприятного свойства - в надежде на то, что дискомфорт ощущений не позволит ребенку повторить нечто похожее в будущем. Родители, полагающиеся исключительно на метод кнута и пряника, ограничивают себя, а также своих детей неэффективными приемами воспитания. Манипулирование не может продолжаться вечно. Принуждение, в частности, никогда не вызывает в ребенке желания делать то, чего хотят от него взрослые люди.

Принуждение никогда не дарит радости. Оно может принести лишь временное удовлетворение тому, в чьих руках находится власть, и не возыметь продолжительного эффекта на того, кого пытаются к чему-либо Принудить. Этот шаг совершается в сторону человека и не имеет ничего общего с сотрудничеством - работой вместе с ним. Ничто из того, что прививается человеку Насильно, не длится вечно, поскольку ни одно из этих решений ему самому не принадлежит. Если бы внешняя Мотивация работала эффективно, безответственное поведение было бы едва заметным дополнением к процессу воспитания, а не источником стресса. Ирония в что чем больше вы пытаетесь использовать принуждение в целях установления контроля над окружающими, тем меньше влияния вы оказываете на них. Принуждение порождает сопротивление. К тому же, если дети ведут себя правильно только потому, что их заставляют делать это родители, то сами родители в процессе воспитания не добились ровным счетом ничего. Истинная ответственность подразумевает под собой то, что люди ведут себя правильно потому, что они хотят этого, а не потому, что их заставили.

Парадокс в следующем: мы хотим помочь детям стать дисциплинированными и ответственными. Оба этих качества требуют внутренней мотивации. Но вознаграждения и наказания - это внешние стимулы, которые перекладывают ответственность за изменения на кого-то другого, кто должен подстегнуть процесс изменений.

Следующие три главы посвящены внешним подходам, которые не дают столь же высоких результатов, как это делают внутренние методы, позволяющие детям изменять себя.

Воспитание


17.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.