Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Вознаграждения для повышения ответственности

Награждая ребенка за хорошее поведение, мы передаем ему неправильную идею. В мире за стенами дома и школы никто не получает награды за правильные и ожидаемые поступки. Там не дают наград за вовремя оплаченные счета или за то, что ты смиренно стоишь в очереди.

Если вы даете ребенку награду, чтобы поощрить поведение в той форме, в которой ожидает от него гражданское общество, вы даете ему понять, что, когда он вырастет, общество должно будет продолжать награждать его за подобные поступки. Но так не бывает. Когда вы в последний раз получали награду за то, что остановились на красный сигнал светофора?

Главную тревогу вызывает то, что, когда люди получают вознаграждение за ответственное поведение, цена вопроса с каждым разом неизбежно повышается. Если 5-летнего ребенка вы можете подкупить простой конфетой, то чем вы склоните к правильному поведению 15-летнего юнца?

Вознаграждая правильное поведение, мы подспудно даем понять, что сами по себе правильные поступки ничего не значат. Таким образом, мы учим ребенка тому, что, если он ведет себя хорошо, он должен что-то получить взамен. В итоге это приводит к тому, что молодые люди начинают воспринимать хорошее поведение как предмет коммерческой сделки. Подобное мнение находит отражение в таких фразах, как:

- Если я буду хорошо себя вести, что я за это получу? Что мне за это будет?

Понятие морального развития или социальной ответственности чуждо подобному типу мышления. Поведение - правильное или неправильное, хорошее или плохое, справедливое или несправедливое, моральное или аморальное - перестает иметь значение ценности. Заветный приз становится главным стимулом, сметающим на своем пути такие важные вопросы, как:

- Правильно ли это? Будет ли такой поступок ответственным? Хорошо ли это для меня и для окружающих?

Вознаграждение правильного поведения подразумевает, что само по себе это поведение ничего не стоит, а значит, в сознании укореняется ошибочное понятие:

- То, что я делаю, должно быть правильно, потому Что за это я получаю награду.

Наконец (возможно, это более важно), используя подход, направленный на изменение поведения при помощи вознаграждения, представляющего наибольшую для ребенка ценность (конфеты, наклейки и т. п.), мы питаем и укрепляем исключительно их ценности и просто теряем возможность привить им наши ценности. Что мы должны делать на самом деле, так это повышать уровень ответственности, что принесет долговременное удовлетворение и укрепит присущие гражданской личности черты характера, которые останутся с ребенком на всю жизнь.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.