Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Возникновение и дальнейшее развитие аффективных переживаний

Насколько мы смогли понять из довольно скудного материала , возникновение и дальнейшее развитие аффективных переживаний можно себе представить следующим образом. Коля при поступлении в школу интернат был старше остальных детей как по возрасту (ему было 8 лет 8 мес.), так и по своему жизненному опыту, к сожалению, во многом отрицательному. Он жил с больной (алкоголизм) и опустившейся матерью, которую очень любил, и часто был свидетелем многих неприятных и отрицательных, с моральной точки зрения, событий.

Эта жизнь отложила, очевидно, определенный отпечаток на весь облик мальчика и на его поведение.

С I класса у мальчика отмечались некоторые особенности поведения, отчасти, может быть, связанные с условиями его жизни дома, а отчасти вызванные, очевидно, другими причинами, которые установить не удалось.

Прежде всего, следует указать, что у Коли проявлялись отрицательные черты поведения (ложь и воровство). Вместе с тем все учителя и воспитатели, знавшие мальчика в тот период, указывают, что Коля мог правильно отнестись, как к таким поступкам вообще, так и к своим в частности. Он оценивал их как отрицательные, стыдился их и проявлял явное стремление исправиться. После каждого проступка он плакал, замыкался, уединялся, по своей инициативе давал обещание исправиться.

Кроме того, он и вообще держался как-то немного особнякам, даже в самом начале обучения, в I классе. Создавалось впечатление, что большая взрослость и знание отрицательных сторон жизни, незнакомых большинству его товарищей, как бы отделяют его от товарищей.

Конечно, это не была та изоляция и уединение, в которых он (впрочем, по своей вине) оказался в IV классе, но корни их можно отметить уже в I классе.

Может быть, отношение к себе как «плохому» и стремление исправиться породили очень ярко выраженное в I классе желание утвердить себя в том, в чем он силен. Коля больше, чем все дети, стремился к тому, чтобы взрослые его выделяли и хвалили, ему хотелось, чтобы отмечали, что он лучше всех прочитал, ответил или написал, что он аккуратнее всех одевался, и т. п. При этом следует отметить, что его не устраивала просто похвала. Ему нужно было, чтобы он оказался лучше других детей, и он очень расстраивался в тех случаях, когда это стремление не удовлетворялось.

Однако неадекватных форм поведения, свидетельствующих о наличии аффективных переживаний, в то время не отмечалось.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.