Вторая группа недисциплинированных школьников
В эту группу мы отнесли школьников, недисциплинированное поведение которых появилось либо в результате незнания правил поведения, либо в результате того, что они эти правила не усвоили, либо потому, что в данном коллективе отсутствуют необходимые для порядка жесткие нормы поведения.
Общим для учеников, включенных во вторую группу, несмотря на все разнообразие их поведения, является то обстоятельство, что во всех случаях недисциплинированность у них появилась не потому, что тот или иной школьник сознательно хотел нарушить дисциплину или его к этому что-нибудь побуждало. Эти школьники не совершают поступков, сознательно направленных на нарушение дисциплины. Недисциплинированное поведение у всех школьников, отнесенных нами в эту группу, появилось как явление, возникшее от безделья и скуки, в плохо организованной и недостаточно регламентированной деятельности.
Остановимся несколько подробнее на рассмотрении некоторых из тех конкретных обстоятельств, которые приводят школьников, выделенных в эту группу, к недисциплинированному поведению и которые чаще всего встречаются в нашей практике. Прежде всего, следует указать на те случаи, когда тот или иной школьник по каким-либо причинам не принимает участия в общей работе всех учеников на уроке. Каждый учитель хорошо знает, что в классе всегда имеются ученики, которые в данный момент отстают в усвоении учебного материала; причиной отставания может явиться пропуск по болезни, прогулы из-за нежелания учиться, более медленное, чем у остальных учеников, усваивание учебного материала.
Точно также, в каждом классе встречаются ученики, которые лучше других знакомы с материалом. Как те, так и другие школьники на уроке оказываются недостаточно включенными в активную учебную работу.
К такому же положению приводит и плохая организация учителем всей работы на уроке. В тех случаях, например, когда учитель не умеет создать на уроке рабочей атмосферы, посвящает одному ученику слишком много времени за счет вовлечения в работу всех учеников или не обеспечивает достаточной нагрузки учеников, делает большие паузы при переходе от одного вида работы к другому, дожидаясь отстающих, в то время, как большинство учеников окончило работу, — во всех этих случаях многие ученики на уроке оказываются незанятыми.
13.06.2018