Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Выбор арифметической задачи

Таким образом, не случайностью или непониманием, а именно уровнем притязаний может быть объяснен первый выбор арифметической задачи. Однако здесь его высокие притязания неустойчивы. Не решив первую из выбранных им задач (№ 9), он очень быстро и решительно спускается до самой легкой задачи (№ 1). С большим трудом справившись с ней (после большого количества проб и ошибок), он еще раз берет легкую задачу (№ 1 из параллельной серии). Решив ее опять с большим трудом, он, тем не менее, в следующем выборе берет не вторую, а третью задачу. Не решив ее, он не спускается до более легкой задачи № 2, не берет также такую же по трудности задачу № 3 из параллельной серии, а выбирает еще более трудную задачу (№ 4).

Совсем иначе ведет себя Женя при выборах задач для постройки из кубиков и из пластинок. Решив первую, а затем вторую задачи, он берет третью и, не решив ее, берет снова третью из параллельной серии, проявив, следовательно, здесь себя вполне адекватно, учитывая результаты деятельности и правильно соотнося их со своим поведением.

Итак, этот эксперимент выявляет неадекватность Жени при выборе арифметических задач, проявляющуюся в том, что Женя выбирает задачи без должного учета результатов решения. Очевидно, он действует в соответствии с тем, чего ему хочется, на что он претендует, но проявляет, однако, при этом неадекватность и идет по линии повышенных притязаний. Правда, он очень неустойчив в этих притязаниях, но любой даже незначительный успех опять очень быстро приводит к повышенным притязаниям. Однако как выявляется в дальнейшем, подлинная самооценка мальчика в арифметике не только очень неустойчива, но вообще является очень низкой. В более острой ситуации, когда ему предлагают пойти на олимпиаду по решению арифметических задач, эта подлинная низкая самооценка мальчика выступает довольно отчетливо. Он категорически, несмотря на все уговоры, отказывается пойти на эту олимпиаду.

Напомним, что в других олимпиадах он очень охотно соглашается принять участие. Олимпиада на решение арифметических задач была им отвергнута и тогда, когда он отбирал по карточкам те олимпиады, в которых он хочет участвовать. Он отказывается также пойти на олимпиаду по чтению, хотя в беседе он оценивает свои возможности в этой области очень высоко. Следовательно, и здесь так же, как и в решении арифметических задач, имеется расхождение в самооценках, проявляющихся в разных ситуациях.

Итак, Женя проявляет в учении повышенные, но очень неустойчивые притязания и самооценку, при очень плохих возможностях. При неуспехе, т.е. в ответ на то, что его притязания не удовлетворяются, он ведет себя неадекватно, стремясь объяснить неуспех не своей несостоятельностью, а случайными, надуманными причинами.

Все это дает основание предполагать, что аффективные переживания связаны у Жени с учением.

Почему возникли у Жени аффективные переживания, как мог создаться у мальчика повышенный уровень притязаний (и в учебной, и в общественной деятельности), не соответствующий его возможностям, что поддерживает этот уровень притязаний в настоящий момент? Для выяснения этих вопросов мы обратились к изучению жизни Жени в семье и в первые два года в школе-интернате.

Данные о Жене за этот период мы получили со слов учителей и воспитателей, обучавших его в I и II классах, и из рассказов матери. Кроме того, были использованы наблюдения

Н.Ф. Прокиной, которая, хотя и не вела специального изучения Жени, представила, тем не менее, ценный материал наблюдений над мальчиком.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.