Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Взаимоотношения ребенка  с товарищами

По поводу взаимоотношений Тани с товарищами экспериментальные беседы с ней проводились в разное время, в связи с различными эпизодами и происшествиями; в частности, такая беседа была проведена с девочкой и после того, как дети в классе выбирали товарищей для поездки в лагерь. Во всех беседах экспериментатор стремился выяснить вопрос о том, к чему Таня стремится в области своих взаимоотношений с товарищами и как она осознает и оценивает свое положение в этом отношении.

Из всего материала, полученного в результате бесед, можно сделать вывод, что в области личных взаимоотношений Тани с детьми имеется какое-то неблагополучие.

Изложим имеющиеся материалы. Первый факт, который следует отметить и с которым то и дело приходилось сталкиваться в беседах, заключается в том, что Таня очень неохотно говорит о своих взаимоотношениях с товарищами в школе-интернате.

Многие дети, обучающиеся в том же классе, что и Таня, охотно рассказывают о товарищах по классу, с которыми они предпочитают играть и общаться, о своих симпатиях и антипатиях, о том, как складываются у них взаимоотношения с разными детьми. И на вопрос о том, кого выбрали они и кто именно выбрал их, эти дети отвечают без смущения и задержки. Таня же часто вообще избегает говорить на эту тему, либо отмалчиваясь, либо отделываясь уклончивыми, ничего не значащими ответами, часто прибегая к ответу «не знаю». Только постепенно используя косвенные вопросы, экспериментатору удается добиться от Тани более определенных ответов.

Второй факт, обнаруженный в этих беседах, заключается в противоречивости некоторых утверждений Тани, касающихся в основном ее взаимоотношений с товарищами. Зная хорошо (из наблюдений и бесед с детьми, а также из материалов, полученных при выборе детьми товарищей), каковы взаимоотношения детей в классе, сопоставляя ответы на прямые и косвенные вопросы, экспериментатору удавалось констатировать, что ответы Тани часто противоречивы и неадекватны. Эти противоречия заключались в том, что 1) вначале Таня всегда утверждала, что находится в желательных для нее взаимоотношениях с тем или иным из своих товарищей, и только постепенно в беседе ее высказывания начинали отражать истинное положение вещей; 2) она часто искажала в беседе фактическое положение вещей в более благоприятную для себя сторону, утверждая, например, что вообще дети в их классе не имеют друзей, что все друг с другом ссорятся и т.п.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.