Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Задания для начинающего школьника

Проанализируем с этой точки зрения такое задание, как решение обычного арифметического примера, с которым первоклассник имеет дело почти в самом начале обучения. В этом задании для начинающего школьника имеется много различных еще не автоматизировавшихся моментов, которые именно потому, что они еще не автоматизировались, представляют для него ряд самостоятельных задач. Так, он должен раскрыть тетрадь, списать с доски дату занятий, найти в книге указанную учителем страницу и пример, переписать его в тетрадь, отступив определенное количество клеток сверху и сбоку, и, наконец, произведя вычисление в каждой строчке, написать ответ. Вся работа должна быть выполнена аккуратно. Тут перед ребенком снова встает ряд требований: цифры должны быть написаны правильно, красиво, не выходить за строчку, не должно быть клякс, помарок.

Совершенно очевидно, что участие интеллектуальной деятельности в выполнении каждого из этих этапов неодинаково. Не подлежит сомнению, что среди всех стоящих перед ребенком задач вычисление занимает иное место, чем остальные, с точки зрения тех требований, которые здесь предъявляются к его мыслительной деятельности.

Большинство детей I класса действительно именно в вычислении видит самую важную и интересную часть задания. Они выполняют ее самостоятельно, усиленно думая и применяя доступные им приемы счета (считают при помощи пальцев или палочек, иногда считают вслух или шепчут про себя). Некоторые дети вообще начинают выполнять задание именно с сосчитывания. Раньше, чем начать переписывать пример в тетрадь, они с интересом производят вычисление и затем, иногда даже только после повторного напоминания, принимаются за выполнение всего задания.

Однако не у всех учеников дело обстоит таким образом. Те дети, о которых мы говорим, из-за отсутствия у них соответствующих знаний и навыков, не в состоянии самостоятельно произвести вычисления. Поэтому, выполняя все части задания так же старательно и теми же приемами, что и их товарищи, в выполнении собственно мыслительной операции счета они ведут себя совсем иначе. Задачу вычисления они не отличают от остальных частей задания и выполняют ее так же, как выполняли остальные его части, т.е. для решения пользуются такими способами, применение которых не требовало бы от них активной интеллектуальной деятельности.

Вместо того чтобы считать самим, они стремятся найти готовый ответ, т.е. списать его с доски, у кого-нибудь из учеников или узнать у учительницы. Они даже и не начинают активно думать над вычислением, а выжидают, когда смогут, так или иначе, узнать результат. Как не задумывались они над выполнением всех этапов задания, не требующих активного размышления, так не думают они и над последним его этапом (вычислением), решение которого, однако, невозможно без активного, напряженного размышления.

Воспитание


16.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.