Завышенная самооценка и уровень притязаний в учебной деятельности
При встретившихся трудностях Галя тоже ведет себя вполне адекватно: она обязательно стремится узнать, как ей с ними справиться, просит помощи у детей или взрослых, добивается преодоления этих трудностей.
Таким образом, в данном случае завышенная самооценка и уровень притязаний в учебной деятельности, несмотря на то, что они расходятся с возможностями девочки, как это очевидно из всех материалов, не связаны с аффективными переживаниями, порождающими неадекватное поведение.
Итак, как видно из изложенного выше, мы обнаружили во всех изученных нами областях наличие расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, между самооценкой и возможностями и, наконец, между самооценкой, проявленной в более острой и менее острой ситуациях. Однако нигде, кроме области взаимоотношений, не удалось обнаружить неадекватного, аффективного поведения.
Чем можно это объяснить? Согласно изложенной в начале книги гипотезе (которая подтверждается всеми имеющимися материалами), наличие такого рода расхождения, как правило, вызывает аффективные переживания.
Прежде чем перейти к дальнейшему изложению, позволяющему понять этот факт, остановимся несколько подробнее на материалах, характеризующих самооценку Гали. Ее самооценка отличается такими особенностями, с которыми мы не встречались при изучении других детей.
13.06.2018