Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Завышенная самооценка

Завышенная самооценка проявляется у Гали и при выборе арифметических задач. Правда, вначале она выбрала самую легкую задачу (№ 1). Но, несмотря на то, что решала ее

очень долго и решила с большим трудом, она сразу перешла к группе средних по трудности задач и взяла задачу № 4, пропустив при этом две более легкие задачи. Не решив ее, Галя спускается на один номер и выбирает два раза подряд задачи № 3 (из основной и параллельной серий). Решив их, она опять переходит к группе более трудных задач. При этом она выбирает задачу № 5, а не № 4 из параллельной серии, несмотря на то, что задачу № 4 из основной серии она также не решила.

Мы видим, что при выборе задач Галя проявляет немного завышенную, неустойчивую и колеблющуюся самооценку, которая, однако, здесь ниже, чем была в беседе.

Сопоставив эти данные с данными, полученными при отборе Галей детей для участия в олимпиаде по решению арифметических задач, мы получаем, наконец, возможность выявить ее подлинную самооценку в учении: она оказывается немного ниже самооценки, проявленной при выборе задач для решения, и значительно ниже самооценки, выявляющейся в беседе.

При выборе участников олимпиады Галя не только не называет себя в числе детей, которых следует послать на олимпиаду, но категорически отказывается пойти в ответ на предложение экспериментатора послать ее тоже. Мотивировка отказа вполне адекватная: она боится, что не сумеет решить задачи и будет их долго решать. Ее не устраивает даже отсрочка олимпиады на месяц, в течение которого она могла бы тренироваться.

Те же данные мы получили, изучая ее самооценку в чтении. И тут имеется довольно большое расхождение между высокой самооценкой, проявленной Галей в беседе, и низкой самооценкой, выявляющейся при отборе детей для участия в соответствующей олимпиаде.

Для того чтобы проверить, не является ли отказ от участия в олимпиаде просто проявлением недостаточно сильного желания девочки принимать участие в такого рода мероприятии, мы предлагали Гале отобрать детей для участия еще в некоторых олимпиадах (спортивная, по уборке, на решение головоломок, по постройке из кубиков по образцам и т.д.). Галя в числе первых трех имен назвала себя для участия в нескольких олимпиадах (спортивная, по уборке, по постройке из кубиков). При этом она проявила настойчивое желание обязательно участвовать в этих олимпиадах, несмотря на то, что экспериментатор (намеренно, для проверки силы ее желания) сомневался, справится ли она с требованиями той или иной олимпиады. Зато в некоторых олимпиадах (например, на решение головоломок) она так же, как в олимпиадах, связанных с чтением и решением арифметических задач, отказалась принять участие, мотивируя вполне адекватно свой отказ неумением решать задачи такого типа или выполнять определенного вида деятельность. Эта проверка показала, что там, где Галя действительно уверена в своих силах, она стремится принимать участие в олимпиадах и ведет себя в этом отношении очень, активно.

Таким образом, из приведенных материалов видно, что чем острее ситуация (выбор задач для решения их тут же, при экспериментаторе, конечно, является более острой ситуацией, чем оценка возможностей просто в беседе), тем ниже оценка Галей своих возможностей. Очевидно, что здесь имеет место пусть и не очень значительное, но все же явное расхождение как между самооценкой и возможностями, так и между притязаниями и подлинной самооценкой. Однако в данном случае отсутствует проявление неадекватности, характерное для отрицательных аффективных переживаний, вызываемых такими расхождениями. Мы видели, что после неуспеха Галя спускается вниз к более легким задачам, а после успеха поднимается вверх к трудным задачам, что является в данной ситуации адекватным поведением. Мы видели, что и при выборе участников олимпиады отсутствует проявление неадекватного поведения.

Не обнаружили мы также неадекватного поведения у Гали при наблюдении во время приготовления уроков или на уроке в классе. При получении плохой отметки она не злится, никого не обвиняет, а огорчается, как это часто бывает со многими детьми. Часто она просит кого-нибудь из взрослых объяснить ей задачу, за решение которой она получила «двойку». Хорошая отметка вызывает у Гали радость, при этом она не скрывает ее и рассказывает о полученной отметке всем окружающим.

Воспитание


01.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.