Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Истории, которые рассказывают, чтобы исцелить от страха

Дети, испытывающие страх, нуждаются в том, чтобы каким-то образом от него избавиться. Вот один из таких способов: рассказать историю, которая с ними случилась (либо разыграть ее). Часто дети снова и снова разыгрывают одни и те же сцены, более или менее близко передающие происшедшее. К сожалению, иногда дети забывают подробности тех случаев, которые вызвали у них страх, или просто не хотят об этом говорить, потому что это слишком болезненно. Попробуйте ласково и осторожно напомнить ребенку о том, что случилось, чтобы полностью вывести все это наружу и таким образом покончить с этим. Взрослые, как и дети, часто хотят просто забыть о том страшном, что с ними произошло. Но в действительности запихнуть это под ковер в своем сознании далеко не то же самое, что по-настоящему отделаться от этих воспоминаний. Как пишут Барбара Брукс и Пола Зигель, тот момент, когда ребенок рассказывает случившуюся с ним историю, дает ему возможность освободиться от необходимости постоянно возвращаться к воспоминаниям о пережитом. Не получив подобного выхода, негативные эмоции будут непрестанно вертеться в голове у ребенка и все время всплывать на поверхность. Как я уже подробно описывал, взрослым также необходимо выплескивать наружу свои истории. Родителям нужно делиться друг с другом своими радостями и проблемами, особенно теми эмоциями, которые кажутся очень болезненными и приводят в замешательство либо вызывают страх.

Рассказывание историй - это также возможность играючи высветлить темы, занимающие особенно важное место в жизни ребенка. Такие истории лучше всего работают, когда выступают как бы под маской, которая, с одной стороны, сохраняет достаточно тесную связь между такой историей и реальными событиями и эмоциями, а с другой - дает ребенку возможность сохранить чувство комфорта и безопасности. Рассказывание историй - прекрасный способ поднять темы, которых дети избегают, сделав это предметом игры. Одна моя знакомая, сынишка которой очень плохо чувствовал себя в нулевом классе школы, обратила внимание на то, что мальчику было трудно об этом говорить. Дома он никогда не играл в школу, хотя вообще-то очень любил поболтать и проявлял достаточно воображения в процессе игры. Даже после того, как его перевели в другую школу, которая ему очень понравилась, малыш, казалось, ни за что не хотел возвращаться к тем неприятностям, с которыми он столкнулся в прежней школе. Мать не верила в то, что у него не осталось никаких воспоминаний о первом негативном опыте, и считала, что он просто спрятал их в подсознании.

Не желая насильственно заставлять его снова становиться лицом к лицу с этими эмоциями, но горя желанием помочь ему так или иначе от них освободиться, она решила рассказать ему специально сочиненную историю. Это была история о маленьком мышонке, который оказался на прохудившейся барже среди бурного моря, но затем был подобран на борт надежного красивого парохода, на котором плыли хорошие, дружелюбные люди. При этом ни разу не заикнулась о том, что под баржей следует понимать первую школу, а под надежным пароходом - новую. На каком-то уровне ребенок сам мысленно установил эту связь. В первый же день он проявил к истории необыкновенный интерес, требуя, чтобы ее рассказывали снова и снова, а потом он играл в эту историю, добавляя к ней многочисленные подробности, которые, как видела его мама, отображали события, имевшие место в старой школе. После этого энтузиазм мальчика относительно новой школы еще больше возрос и он стал более уверенно себя там чувствовать. Понимал ли он, что история была специально придумана мамой, чтобы вывести наружу его первый негативный школьный опыт? Мы никогда не узнаем этого наверняка, но, в сущности, это не имеет значения. Главное - то воздействие, которое эта история смогла оказать.

Обучение


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.