Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

От трагедии к комедии

В комедии для достижения комического эффекта все бывает перевернуто вверх тормашками. В трагедии тоже сначала все оказывается перевернуто вверх дном (Подгнило что-то в Датском королевстве...), и далее пьеса развивается в направлении того, как это положение исправить. И то и другое вполне применимо к детским играм и ролям, которые берут на себя дети. Если вы задумаетесь над тем, что вызывает у них смех, то обнаружите, что часто это отмена привычных правил, существующих в реальности, и полная перемена ролей. Такое веселье свидетельствует о чувстве освобождения от всего, что вызывает волнение, заботу, страх, особенно от чувства беспомощности перед лицом жизни. Ребенок смеется - и мир опять приходит в полный порядок.

Воспитание посредством игры может помочь этому естественному процессу путем создания у детей чувства уверенности в том, что на время игры они становятся главными, а взрослый оказывается в более слабой позиции. Школьные проблемы семилетнего Даниэля, который не хотел доверить мне свой футбольный мяч, были обусловлены тем, что он не умел слушать и не хотел подчиняться требованиям взрослых. Во время наших терапевтических игровых сеансов он любил играть роль ребенка, который нарушает установленные правила и подвергается за это преследованию, а мне поручал изображать представителя власти, который преследует его, чтобы наказать.

Однако эта игра не вызывала у него смеха. Наоборот, он часто и по пустякам расстраивался, поскольку ему казалось, что все шло не так. В конце концов, это было всего лишь воспроизведение школьной действительности. И когда я старался оживить ситуацию с помощью юмора и гротеска, в комическом виде разыгрывая свою роль представителя власти, игра все равно не клеилась. Тогда в один прекрасный день я решил оказать небольшую помощь со своей стороны и предложил мальчику поменяться ролями. Для начала я поинтересовался, как поступают с учеником в школе, если он набедокурит. Ребенок сказал, что его могут выставить за дверь проветриться. Тогда я спросил: А что бывает, если он, по мнению учителя, натворил что-то посерьезнее?

Он сказал, что тогда его могут отправить в кабинет к директору.

- И что делает директор?

- Она говорит с ним!

- Ого! Это звучит действительно страшно. Даниэль наклонился ко мне и шепнул на ухо:

- А ты знаешь, как зовут нашего директора? Мисс Черт.

- Неужели? Очень подходящее имя для руководителя.

- Нет, я пошутил. Ее зовут миссис Аткинс.

- Тогда давай я буду школьником, которого отправили к директору, а ты будешь директором, - предложил я, нащупывая почву, чтобы поменяться ролями.

- Я буду мистер Черт.

- Прекрасно, - сказал я, а затем продолжал уже писклявым детским голосом: - Извините, мистер Черт, но учительница послала меня к вам, даже не знаю почему. Может быть, потому, что я перевернул в классе все вверх тормашками, в том числе парты, доску и самого учителя, а также наш классный аквариум.

- И учеников тоже?

- Да, и учеников тоже. Я перевернул их всех вверх тормашками потому, что мне не давали пользоваться всеми этими синими фломастерами так, как мне хотелось. Вы меня накажете?

- Если ты только посмеешь сделать это снова, тебя навсегда выгонят из школы. - Даниэль явно понял мою мысль и полностью вошел в перевернутую роль:

- О нет, нет! Это было бы ужасно.

- А теперь ты должен все возместить за свои собственные деньги. Возвращайся в класс, и чтобы все было восстановлено!

Обучение


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.