Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Почему дети играют

Среди детей всегда можно найти не только прирожденных лидеров, но и тех, кто следует за ними; детишек, любящих пофантазировать и предпочитающих простые и понятные игры. Но каждый ребенок стремится к игре инстинктивно, и это стремление заметно с самого момента рождения, а к двум-трем годам оно уже проявляется во всей полноте. Игра может начаться в любое время и в любом месте, ведь у детишек есть своя, как бы параллельная нашей, вселенная, создаваемая их фантазией и воображением, куда они могут перенестись в любой миг по своему желанию. Для взрослых игра - это время скоротать досуг, а для детей - их основное занятие; это как бы их работа. И, в отличие от многих из нас, взрослых, они очень любят эту работу и никогда не устают от нее. Кроме того, это один из важнейших элементов общения, возможность поэкспериментировать и чему-то научиться.

Поведение ребенка, который не может или не хочет играть, сразу же бросается в глаза. Мы видим, что здесь что-то не так, что перед нами случай эмоционального расстройства - точно так же, как если бы мы имели дело со взрослым человеком, который не мог бы выполнять свою работу или уклонялся от общения с людьми. Детишек, заброшенных или подвергавшихся жестокому обращению со стороны взрослых, часто приходится учить играть. В подобных случаях игра исцеляет. Вопрос: почему в нашем обществе сформировалось отрицательное отношение к детскому труду? Потому, что использование детей на производстве означает, что их лишают детства, отнимают у них возможность играть, когда им хочется. Но еще хуже, если их труд дает возможность взрослым иметь больше досуга, как это описано в стихотворении поэтессы XX века Сары Норклифф Глегорн, которое называется Связка клюшек для гольфа лежит так близко, у дверей фабрики: Связка клюшек лежит у дверей заводских, Но дети прекрасно знают, Что, трудясь в цеху, могут лишь смотреть на них, Когда взрослые играют.

Многие знатоки и психологи-эксперты описывают детскую игру как особое состояние сознания: что-то вроде пребывания в ином измерении или каком-то месте, созданном магической работой воображения, где может произойти самое невероятное и где ребенок чувствует, что просто может быть самим собой. Психолог Вирджиния Экслайн так писала о детях дошкольного возраста: Они способны создать для себя гору и, легко поднявшись на самую высокую вершину, крикнуть на весь мир: Я могу создать гору и могу ее разрушить! Вы слышите, я достиг этого! Я взрослый! В связи с этим мне хотелось бы привести прекрасный пример проявления сути игры, который имел место, когда мы отмечали третий день рождения моей дочери. Я взялся организовать по этому случаю разные игры в парке, расположенном через улицу от нашего дома. Будучи по профессии психологом, я принялся было подробно разъяснять пришедшим на праздник детям сложные правила этих игр. Они молча стояли вокруг меня и смотрели, вытаращив глаза, словно я был инопланетянином. Я почувствовал растерянность. Малыши уже готовы были убежать обратно в дом, они не хотели играть в мои игры. Но тут вмешалась жена и сказала: Слушайте, пусть каждый побежит к другой стороне площадки, а потом назад! И все они с визгом и смехом бросились врассыпную, падали на траву, кувыркались и хохотали от радости. Потом они собрались вокруг меня, заглядывая мне в глаза, и один мальчик посмелее сказал: Это было здорово, можно нам еще раз? И я понял, что им нужно.

Обучение


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.