Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Успехи в спорте и отношение к поражениям

Другой мальчик, девятилетний Роб, во всем отличался от Кевина. Он был хорошо развит физически и преуспевал в спорте, любил борьбу и тяжело переживал поражения. Более того, если такое случалось, он совершенно терялся и не знал, что ему делать. Ему очень хотелось быть вратарем футбольной команды, но нормально он мог играть только в первой половине матча, потому что потом у него начинался мандраж. Он считал, что если пропустит хоть один гол, то именно на него падет ответственность за проигрыш всей команды. Если описать это в тех терминах, о которых я говорил выше, то можно сказать, что его чаша любви явно нуждалась в наполнении. Роб попал в сложную ситуацию. Он любил спорт, но его чаша оказывалась наполненной только в том случае, когда он выигрывал. Если же случались неудачи, она тут же опустошалась. А ведь в игре всякое бывает. Поэтому спорт не был решением проблемы. Мальчику нужна была какая-то крышка, которая предохраняла бы его чашу от опустошения в случае неудачи. Здесь нельзя было обойтись без подключения воспитания посредством игры, которое помогло бы ему научиться удерживать содержимое в чаше уверенности в себе. Ему нужно было помочь пересмотреть отношение к себе, осознать, что раз он является частью не только команды, но и окружающего мира, то представляет ценность сам по себе, как человек, следовательно, может играть как хочет, не обращая большого внимания на неудачи.

Я предложил его отцу время от времени играть с сыном в особую игру побед и поражений, цель которой - обеспечить доступ к глубинам детской психики. По форме эта игра может быть любой, ее основная задача - обыграть такие моменты, как победа и поражение.

Например, можно попробовать играть в стукалку. Проиграв монету, вы тут же закатываете трагическую сцену в духе Шекспира: Увы, вся жизнь моя идет к концу, монеты этой больше не вернуть мне, и мрак лишь впереди... Если же вы выиграли, то восклицайте, что одержали величайшую победу в истории Вселенной (и не забудьте про зажигательный танец победы). А потом, когда в следующую минуту вы проиграли ту же монету, прикиньтесь пораженным в самое сердце. Если же вы считаете, что не сможете разыграть нечто подобное, то можете просто сказать:

- Мы начинаем игру побед и поражений. Даю руку на отсечение, тебе придется туго.

- А как она выглядит?

- Не знаю. Может, у тебя есть какие-нибудь идеи?

- Какие у меня могут быть идеи, если я даже не понимаю, о чем ты говоришь.

- Это может быть любая игра, в которой мы можем повеселиться вместе. Неважно, я проиграю или ты, мы будем просто притворяться, что это очень важно, кто выиграл, а кто проиграл.

В конце концов какая-нибудь интересная идея обязательно появится у кого-то из вас. Проверьте это на практике. Если же вам не удается ничего придумать, скажите: Я проиграл, поскольку мне ничего не приходит в голову. Ты выиграл, и я хочу обнять тебя как победителя. Затем крепко обхватите ребенка руками (или, по крайней мере, попытайтесь поймать, гоняйтесь за ним вокруг дома).

Обучение


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.