Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Выход агрессивным импульсам

Было заметно, что они воспринимали поведение своих отпрысков как чудовищное, как знак разрыва связей с обществом нормальных людей. Я согласился с ними, что это был жуткий поступок (как с точки зрения пострадавшей девочки, так и с позиции мальчиков), но при этом у меня было внутреннее чувство, что все не так просто и выходит далеко за рамки того, что мальчики просто были дерзкими и жестокими. Мне казалось, что с их стороны здесь имел место как бы социальный эксперимент.

Они думали так: посмотрим, что случится, если я послушаюсь того, что говорит мой более сильный ровесник? Может быть, я займу более важное положение в группе детей? И можно ли будет избежать неприятностей, если я скажу маме, что эту идею мне подбросил кто-то другой? Подстрекатель же, чужой мальчик, явно проводил свой эксперимент. Его мысли были такими: смогу ли я подключить кого-то со стороны, чтобы дать Дополнительный выход моим агрессивным импульсам? Если это сделать, кого будут ждать неприятности? Меня здесь никто не знает. Последуют ли они моим советам, потому что я старше по возрасту? Смогу ли я сразу же стать здесь главным, потому что я старше и сильнее?

Я описал бы их поведение - как того мальчика, который попробовал превратить в исполнителей своих агрессивных наклонностей младших по возрасту ребят, так и тех, кто стремился вступить в союз со старшим, - как неудачные попытки разобраться в сложной проблеме социально-психологического характера. Естественно, здесь скрыта опасность, значительно превышающая ущерб, нанесенный девочке, которую ударили ремнем. Пришедший со стороны мальчик, может быть, сделал это специально, чтобы насладиться своей жестокостью (можно предположить, что он постепенно превращается в садиста). Его младшие сотоварищи могли испытывать восхищение перед результатами такого союза и стать его прихвостнями. Но мы должны понять, что ребята просто пытались разобраться, что им делать со своими агрессивными порывами.

Они, так сказать, проводили эксперимент относительно сложных отношений между людьми в обществе: создание союзов, предательство по отношению к друзьям, получение и отдача приказов, формирование молодежных ватаг и т. д. Попытки, предпринятые в этом направлении, закончились весьма скверно, но при этом следует отметить, что дети вовсе не были какими-то нравственными чудовищами. Это все равно что едва начавший ходить малыш хватает кошку за хвост, чтобы посмотреть, что из этого выйдет; а ребенок школьного возраста орет: Каждому достанется от Микки!, чтобы выяснить, что из этого получится. Подобные эксперименты проводят и девочки, только они делают это более скрытно (например, шепчутся между собой: Давайте наденем завтра платья, а Сьюзи не скажем).

Чтобы помешать этим экспериментам зайти слишком далеко, нужно проводить больше времени, играя с детьми, чтобы мы могли контролировать ситуацию и одновременно служить образцом для подражания: как можно выражать свои агрессивные импульсы безопасным для окружающих способом. Лучше заметить какое- то деструктивное проявление до того, как оно выйдет на поверхность, чем пассивно ждать, пока что-то случится, а потом суетиться и заламывать руки. Предложите детям всей оравой напасть на вас и попробовать свои силы в честной борьбе, вместо того чтобы нападать на более слабого ребенка. Часто объявляйте перерывы, чтобы игра не начала выходить из-под контроля. И, конечно же, не забывайте хорошенько дурачиться, чтобы вызвать у детей смех.

Обучение


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.