Аффективные переживания
Аффективные переживания, связанные с этими взаимоотношениями Коли с товарищами, удалось выявить в III классе. Весьма возможно, что они возникли еще во II классе. Сохранившиеся формы поведения — скрытность, молчаливость, стремление избежать общения с детьми и взрослыми, плаксивость, неустойчивость настроения и т.п. — дают повод предполагать и в IV классе наличие аффективных переживаний.
Впрочем, для исчезновения аффективных переживаний нет никаких оснований. Ведь ничего не изменилось в тех обстоятельствах, которые их вызвали. Сам Коля не исправился, мать не изменилась, отношения с детьми не сложились. Жить в коллективе особняком, не иметь друзей и товарищей, не принимать участия в общих делах, играх, занятиях для мальчика
11 —12 лет само по себе очень тяжело и не отвечает, как правило, имеющейся у ребенка потребности.
Косвенным доказательством правильности изложенных предположений является совсем другое поведение Коли в новой ситуации. Когда Коля учился в IV классе, в школе-интернате был организован духовой оркестр. Коля очень увлекался игрой на кларнете и проявил в этой области большие способности. С руководителем этого кружка у Коли сложились совсем иные отношения, чем со всеми другими взрослыми.
Мы уже указывали, что, как правило, было невозможно добиться от Коли откровенности, установить с ним контакт, трудно было даже провести с ним беседу, особенно, когда дело касалось его взаимоотношений с товарищами, его поведения, отношения его к себе, к матери и т.п.
В противоположность этому Коля прямо и открыто подолгу беседовал с руководителем оркестра, проводил с ним много времени, помимо занятий, интересовался всеми делами кружка, помогал в организации занятий, в уходе за инструментами и т.п. Коля был самым активным, успевающим и преданным членом кружка и первым помощником руководителя.
Напомним, что вообще-то Коля проявлял полное равнодушие ко всей жизни класса, а также к детям и взрослым.
Руководитель кружка не мог себе даже представить, что Коля вне занятий музыкой ведет себя иначе, и был чрезвычайно удивлен, получив характеристику мальчика.
Объяснить этот факт можно только тем, что на занятиях кружка, которые мальчика очень интересовали, у него не было повода стыдиться своего поведения. С новым человеком, которым явился для него руководитель кружка и который не знал всей истории жизни Коли, мальчик вел себя ровно и спокойно, с ним у Коли установились нормальные взаимоотношения.
Когда Коле было предложено (как и другим детям) написать сочинение на тему о его интересах, он охотно и подробно написал о том, что он любит делать, что его интересует и чем бы он хотел заниматься.
13.06.2018