Аффективные переживания
Но в области взаимоотношений аффективные переживания у Гали возникли. Как и у каждого ребенка, особенно живущего в школе-интернате, у Гали имеется потребность в том, чтобы дети признавали ее, общались с ней, уважали и ценили ее, проявляли к ней внимание и интерес.
Однако в области взаимоотношений, как мы это видим, у Гали действительно плохое положение.
Как было уже сказано, у девочки имеются такие особенности характера, которые мешают ей установить правильные и хорошие взаимоотношения с другими детьми. Особенно мешает установлению этих взаимоотношений ложная самоуверенность и, как ее результат, проявляемое Галей презрительное отношение к другим детям. Галя не только не скрывала, а, наоборот, все время подчеркивала и свое отношение к другим детям, и оценку себя. Она постоянно противопоставляла и выделяла себя, высказывая вслух свое презрительное отношение к другим детям, все время указывая и подчеркивая их недостатки.
В результате этого, как мы уже говорили, дети ее не любят и избегают общения с ней. В ответ на это она обижается, плачет, злится, у нее еще активнее проявляются описанные выше особенности, а в результате начинаются те конфликты, о которых мы говорили.
Очевидно, в связи с той же своеобразной самооценкой и презрительным отношением к другим детям стоит и еще одна особенность Гали, также вызывающая резкое осуждение детей и отрицательное к ней отношение.
Может быть, потому, что она уверена в своем превосходстве над другими детьми (опять-таки именно потому, что относится к этому факту как бы по привычке), она все время старается указать учителям на все замеченные ею недостатки и проступки других детей, подчеркивая при этом отсутствие этих недостатков у себя.
Совершенно естественно, что в результате таких плохих взаимоотношений Гали с детьми возникли, и не могли не возникнуть, аффективные переживания. И это понятно, потому что у девочки остались не удовлетворенными основные потребности в общении.
При изучении других детей мы видели, что часто, несмотря на то, что тот или иной ребенок не получает признания в детском коллективе, не заслуживает уважения и не пользуется любовью, все же он имеет возможность общаться с детьми в играх, на прогулке, в беседах и т.д.
Галя же не только не получает той оценки, которую бы она хотела получить (как и всякий ребенок), но она лишена повседневного общения с детьми, живет как бы изолированной жизнью, постоянно ощущает свое одиночество, и это ее тяготит.
Таким образом, в области взаимоотношений больше, чем в каких-нибудь других областях, привычная самоуверенность Гали сталкивается с реальными противоречиями. Реальная жизнь внесла уже и сюда свои коррективы. Но в противоположность учебной деятельности, в которой девочка не терпит краха и в которой поэтому изменение самооценки, вернее ее формирование, строится правильно и адекватно, в области взаимоотношений этот процесс перестройки идет неправильно.
Как и во всех аналогичных случаях, ребенок не хочет и не может примириться с тем, что он действительно заслуживает того плохого отношения, которое к нему проявляют дети. Поэтому на сцену и выступают противоречия, расхождения, неадекватности, которые являются результатом проявляемого со стороны ребенка сопротивления, стремления не допускать в сознание нежелательную оценку окружающих.
13.06.2018