Анализ поведения ребенка
Галя Т. Очень болезненная, маленькая, бледная, худенькая, Галя одна из самых тихих и послушных детей в классе. Она почти не шалит, всегда ведет себя дисциплинированно и старательно выполняет все свои обязанности. В общем, как правило, она ведет себя ровно и послушно.
Однако, по данным педагогической характеристики, у нее отмечаются те формы поведения, которые, согласно нашему предположению, являются результатом аффективных переживаний. Девочка очень обидчива, плаксива, она вступает в бесконечные конфликты, ссоры, перебранки с детьми. Плачет Галя преимущественно в тех случаях, когда получает замечания от детей и взрослых. Слезами также заканчиваются почти все конфликты и ссоры с детьми.
Причиной конфликтов, как правило, является недовольство детей тем, что Галя без конца жалуется на них взрослым, специально выискивая проступки и нарушения, совершенные товарищами. Девочка презрительно и высокомерно относится к товарищам. Каждое проявление этого отношения, выражающееся в ее высказываниях, оценках, суждениях о детях и об их поступках, совершенно естественно встречает со стороны детей отпор, ответные упреки и т.п., в результате чего Галя плачет и обижается.
Так же, как и в других случаях, нам надо было выяснить, имеются ли здесь действительно аффективные переживания и если да, то с чем они связаны и какие причины привели к их возникновению. Важно было также установить, когда эти аффективные переживания возникли, в каком направлении идет их динамика, ослабел ли аффект к III классу, а затем к IV или, наоборот, усилился. Как обычно, изучение началось с выяснения того, как соотносятся притязания Гали и ее самооценка с ее возможностями в учебной и общественной деятельности, а также в области взаимоотношений с товарищами (т.е. в важнейших областях жизни маленького школьника).
13.06.2018