Индивидуальный подход в работе со школьниками
Основной причиной неуспеваемости других школьников является трудность усвоения ими учебного материала, то, что обычно называют неспособностью. Такие ученики не в состоянии повысить успеваемость, несмотря на огромные усилия, которые они иногда затрачивают на свою учебную работу. Есть и такие ученики, которые не овладели правильными приемами учебной работы, не умеют заучивать учебный материал, составлять планы, решать задачи, пользоваться схемами, картами. Это отсутствие правильных приемов и способов учебной работы часто также является одной из основных причин, которые вызывают неуспеваемость. Встречаются и такие ученики, успеваемость которых значительно снижается из-за того, что у них не развиты учебные интересы. Им скучно заниматься, они не интересуются тем, что проходят в школе, не стремятся приобрести новые знания. Усвоение учебного материала у таких детей часто является формальным, приобретенные знания кажутся им чуждыми и ненужными. Имеются, наконец, и такие ученики, которые учатся плохо, потому что не умеют систематически и планомерно трудиться, у которых не создалось отношение к учебной деятельности как к трудовой деятельности, требующей для своего выполнения определенного труда, времени и усилий.
Наконец, часто встречаются школьники, неуспеваемость которых обусловливается не одной, а несколькими различными причинами, каждой из которых в отдельности было бы достаточно для того, чтобы данный ученик плохо учился. Еще чаще мы встречаемся с тем, что на первоначальную причину, вызвавшую неуспеваемость данного ученика, наслаиваются новые, вторичные явления, происшедшие в результате уже появившейся неуспеваемости.
Эти вторичные явления могут быть очень разнообразны, так как школьники обычно реагируют на свою неуспеваемость различно, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.
В результате всего этого конкретная картина неуспеваемости, с которой мы сталкиваемся в практике школы, очень пестра и разнообразна. Однако, несмотря на наслоения и пестроту картины неуспеваемости, имеются определенные типы неуспеваемости. Как правило, всегда можно найти, в чем именно заключается основная причина, вызвавшая неуспеваемость данного ученика.
Попытка сгруппировать отдельные случаи неуспеваемости в зависимости от вызвавшей ее причины показала, что фактически все многообразие случаев укладывается в несколько групп. Поэтому изучение неуспеваемости, возможно, вести по группам в зависимости от основной причины, вызвавшей эту неуспеваемость.
13.06.2018