Изменение отношения школьника к своему поведению и успеваемости
Воспитание у ребенка того или иного качества личности зависит от выполняемой деятельности: от мотивов этой деятельности, от связанных с ней эмоциональных переживаний и от взаимоотношений, которые складываются с окружающими людьми в ходе этой деятельности. Все это определяет конечный результат, т.е. то, что именно сформируется у ребенка. Деятельность, побуждаемая мотивами, противоположными тем, которые мы стремимся воспитать у ребенка, или сопровождаемая нежелательными эмоциями, не может привести к формированию нужных нам качеств личности.
Так, например, ответственное отношение к учебным обязанностям может сформироваться у школьника только в деятельности, воспитывающей привычку ежедневно готовить уроки, выполнять их аккуратно, полностью и хорошо и обеспечивающей возникновение соответственных мотивов и эмоциональных переживаний. Важным здесь является создание в процессе выполнения учебной деятельности таких взаимоотношений с коллективом, при которых невыполнение учебных обязанностей будет вызывать у школьника чувство стыда и неудовольствия, а хорошее выполнение будет сопровождаться чувством удовлетворения. Школьника может побуждать учиться стремление заслужить одобрение товарищей по классу, желание, чтобы все ученики класса хорошо успевали, стремление, чтобы в пионерском звене не было неуспевающих.
Если же школьника побуждают учиться такие мотивы, как страх наказания, стремление к обещанному подарку, желание выделиться среди товарищей, или ученик просто будет работать, подчиняясь принуждению, у него легко могут воспитаться отрицательные качества личности. Он может, например, стать трусливым, у него может развиться честолюбие.
Точно так же учителю не удастся перевоспитать и того школьника, который не видит недостатков своего поведения. Перевоспитание этого школьника возможно в том случае, если у школьника будет создано отрицательное отношение к своим поступкам, если у него появится желание их изменить и он будет сам стремиться к достижению этой цели.
Перевоспитывая школьников, учитель, как правило, имеет дело с теми учениками, у которых не только не сформировались нужные качества личности, но у которых часто уже сформировались отрицательные черты или привычки поведения.
13.06.2018