Изменение структуры вопроса
Изменение структуры вопроса помогает устранить у него негатив. Что более важно, вопрос «почему» никак е влияет на процесс изменения поведения.
Существует еще целый ряд вопросов, которые не начинаются с «почему», но все равно несут в себе негативный смысл. Обратите внимание на завуалированную требовательность и негатив полутонов, когда в следующий раз будете спрашивать:
- Когда ты прекратишь так себя вести? А вот вопрос:
- Как долго, по твоему мнению, это еще может продолжаться? - напротив, носит характер любознательности, если только вы не задаете его в обвинительной форме.
Сравните два вопроса, приведенные ниже. За каждым из них скрыто одно и то же намерение, но первый имеет ярко выраженный негативный тон и выглядит как невысказанное вслух требование, второй же опирается на любознательность, а не на попытку обвинить в чем-то.
А. Когда ты собираешься приступить к домашней работе? (обвинение)
Б. У тебя есть планы относительно выполнения домашнего задания? (любопытство)
Если бы вы были ребенком, какой вопрос вы предпочли бы услышать? Какой быстрей подтолкнул бы вас к Действиям?
В развитии навыка постановки рефлексивных вопросов поможет вам отслеживание качества получаемых ответов, поскольку качество ответов напрямую зависит от качества вопросов.
Приведу пример. Родители платят $300, чтобы отправить ребенка в летний лагерь. Забирая ребенка после смены, они спрашивают его:
- Как тебе лагерь?
- Ничего.
Родители расстроены, поскольку надеялись получить нечто большее, чем просто «ничего» - ведь они старались! Рефлексивный же вопрос:
- Что тебе больше всего понравилось в лагере? - заставит ребенка задуматься, что, в свою очередь, позволит родителям насладиться рассказом ребенка, делящегося с ними приобретенным опытом!
13.06.2018