Изучение недисциплинированных школьников
Несмотря на отсутствие объективного критерия, в соответствии с практикой школы, мы будем считать недисциплинированными, во-первых, всех тех учеников, которые систематически нарушают правила для учащихся, не подчиняются требованиям взрослых, грубы с ними, мешают занятиям в классе, срывают различные мероприятия, проводимые в школе, дерутся, не подчиняются внутреннему распорядку, обижают маленьких, а иногда совершают целый ряд более серьезных проступков.
Во-вторых, мы относим к недисциплинированным школьникам также тех, которые хотя и ведут себя в соответствии с этими правилами, но выполняют их по принуждению, из страха, из-за честолюбия, а не потому, что хотят и считают нужным так себя вести и добровольно подчиняются соответствующим требованиям.
В настоящее время имеется довольно большое количество статей, описывающих опыт работы учителей с отдельными школьниками и с целыми классами, работы, направленной на воспитание дисциплинированного поведения и перевоспитание недисциплинированных учащихся.
Имеется также до сих пор не превзойденный опыт воспитания и перевоспитания подростков и юношей, описанный А. С. Макаренко. При этом следует подчеркнуть, что А. С. Макаренко не только описал, но и обобщил свой опыт, дав его теоретическое обоснование.
Анализируя материалы, имеющиеся в литературе и полученные в некоторых наших исследованиях, специально посвященных проблеме недисциплинированности, мы убедились, что, имея дело с недисциплинированными учениками, мы обязательно сталкиваемся с проблемой перевоспитания школьников, а не только с проблемой воспитания.
Конкретные формы, в которых выражается недисциплинированное поведение учеников в школе, чрезвычайно разнообразны. Однако изучение причин, вызвавших это поведение у различных учеников, и их анализ показывают, что фактически число групп недисциплинированных школьников невелико.
13.06.2018