Изучение поведения детей в коллективе
Изучение взаимоотношений Тани с детьми показало, что в IV классе объективное положение Тани в детском коллективе улучшилось, хотя и раньше, как мы указывали выше, оно было не плохим. При выборе детей для поездки в лагерь Таня снова получила среднее число выборов по сравнению с другими детьми в классе. Сама же она вместо трех детей, которых должна была назвать, выбрала четырех, т.е. указала не меньшее (по сравнению с возможным), как в III классе, а большее число детей, с которыми она хотела бы общаться.
Два из этих четырех выборов взаимны, т.е. две из выбранных ею девочек выбрали в свою очередь ее. Следует отметить, что теперь (в противоположность, прошлому году) она выбирает не наиболее популярных в классе детей, а тех, с кем она дружит, больше общается, чаще проводит время. Сама она об этом так говорит: «У меня много друзей. Самая, самая близкая подруга Валя, а потом Ира и Люба, я их выбрала вместе ехать в лагерь».
Эксп. А почему ты с этими девочками дружишь?
Таня. А с кем еще?
Эксп. Ну мало ли девочек!
Таня. У Наташи есть подруга, у Тани есть, у Зины есть.
Эксп. А у этих девочек нет?
Таня. У этих нет. У Вали никого нет, я и дружу с ней поэтому.
Эксп. А ты бы, может быть, больше хотела дружить с Наташей или еще с кем-нибудь?
Таня. Нет только с этими девочками, и больше ни с кем.
О чем это говорит? Изменилось ли ее положение в коллективе и ее отношение к своему положению, или она просто примирилась с тем положением, которое создалось и которое она не в силах изменить?
Имеющийся в нашем распоряжении материал позволяет утверждать, что у Тани возникли с детьми новые взаимоотношения, которые ее удовлетворяют. Если бы Таня при сохранившихся повышенных притязаниях просто поняла, что не в состоянии удовлетворить свои стремления в области взаимоотношений и поэтому начала общаться только с теми детьми, которые в свою очередь охотно общаются с ней, это не могло бы снять аффективных переживаний и связанных с ними определенных форм поведения.
Однако, как мы только что указывали, из наблюдений видно, что количество конфликтов Тани с детьми, а также и проявление других форм аффективного поведения резко сократилось. Как показывают наблюдения, теперь с ней многие дети охотно общаются, она всегда участвует во всех играх и делах, почти никогда не бывает одна, исчезли случаи обид, выключения ее из общей жизни детского коллектива и т.д.
И высказывания детей о Тане стали гораздо лучше. Наряду с указаниями на то, что с ней весело, интересно и т.д., дети начинают ценить в ней некоторые новые стороны: «Таня хорошая подруга», «Хорошая, добрая девочка», «Не оставит в беде», — об этом говорят многие дети.
Таня хорошо осознает происшедшие изменения. Это ясно видно из беседы с девочкой.
Эксп. Как ты живешь?
Таня. Теперь хорошо.
Эксп. Как к тебе относятся ребята?
Таня. Хорошо.
Эксп. А любят тебя?
Таня. Все любят, ребята, конечно. А взрослые... это не важно, это не самое важное. Лишь бы с ребятами хорошо.
Эксп. Много у тебя товарищей?
Таня. Много.
Эксп. А может быть, те девочки, с которыми ты хочешь дружить, не хотят с тобой дружить? Таня. Нету, таких теперь нету.
Эксп. А раньше было не так?
Таня. Раньше было не так. Я всем грубила, а теперь нет, теперь меня все девочки любят. Эксп. А раньше?
Таня. Ну, раньше ссорились, ругались. Я сама виновата была. Грубо разговаривала, огрызалась, не давала своих вещей.
Эксп. Тебе нравится жить в интернате?
Таня. Теперь все хорошо, с девочками весело, вместе играем, не ссоримся.
Беседа, в противоположность аналогичной беседе в III классе, течет теперь спокойно, без умолчаний, противоречий. Таня охотно рассказывает о своих взаимоотношениях с детьми.
Очевидно, девочка теперь вполне удовлетворена тем, как сложились ее взаимоотношения, и тем местом, которое она заняла в коллективе.
13.06.2018