Линии педагогического воздействия
Мы хотим остановиться еще на двух моментах, хотя и являющихся второстепенными, но облегчающими осуществление этой линии педагогического воздействия.
Во-первых, для того чтобы школьник мог легче видеть и сознавать, что изменения, к которым он теперь стремится, действительно возможны, очень важно, вырабатывая вместе с ним конкретные приемы, которые приведут его к желанной цели, попутно показать ему, почему до сих пор он этого не мог достичь. Этому способствует сопоставление прошлого с тем, что намечается на будущее, а также анализ, почему именно раньше ему не удавалось достигнуть положительных результатов и почему теперь он этого сумеет добиться. Это сопоставление помогает также вычленить способы поведения школьника, сделать их предметом его сознания.
Во-вторых, в связи с тем, что педагогическое воздействие направлено на изменение и перестройку у школьника тех или иных навыков, привычек, способов поведения, очень эффективным оказывается непременное внесение отчетливых изменений в конкретные способы поведения и приемы, которыми он до сих пор пользовался. Это важно даже в тех случаях, когда старый прием сам по себе является правильным и при некоторых условиях полезным. Но если у данного школьника до сих пор этот прием, в силу различных обстоятельств, не приводил к положительному результату, лучше его заменить другим. Школьнику легче будет овладеть совсем новым способом поведения, чем бороться с привычкой неправильно пользоваться старыми приемами поведения.
Внесение в жизнь школьника большого количества конкретных новых моментов помогает ему, кроме того, почувствовать и осознать, что изменения, к которым он начал стремиться, реально осуществимы.
13.06.2018