Наказания укореняют мышление жертвы
Поскольку наказания основаны на идее о том, что человеку нужно сделать больно, чтобы его чему-то научить, человек, подвергающийся наказаниям, зачастую ощущает себя жертвой. Жертвы редко когда отвечают за свое поведение, что подрывает образ мышления, ориентированного на повышение уровня социальной и личностной ответственности.
Наказания зачастую провоцируют агрессивное поведение
Наказания превращаются в порочный круг. Агрессивное поведение влечет за собой наказание, провоцирующее еще больше агрессии, приводящей к ужесточению наказания и т. д. Дети учатся на реальных примерах, они великолепные подражатели. Они учатся, наблюдая за поведением родителей. Когда детям назначается наказание, они могут вынести из этого уроки, о которых их родители, возможно, даже не подозревали, например:
кто сильнее, тот и прав;
допустимо применять насилие к близким людям;
проблемы можно разрешить при помощи физической силы.
Наказания зачастую приводят к эскалации
Когда наказания не работают, они начинают расти, как снежный ком, усугубляя изначальную проблему, что приводит к стрессу как у детей, так и у родителей. Примеры эскалации можно наблюдать в школе, где к моменту перехода в старшие классы с ребенком уже неоднократно беседовали, отчитывали, выгоняли из класса, оставляли после уроков, отправляли к директору, вызывали на дополнительные занятия в субботу, оставляли на второй год, исключали из школы... - в итоге ребенку становится реально все равно. В некоторых семьях, когда родители понимают, что наказание не приносит должных результатов, они впадают в такое отчаяние, что переходят к арсеналу более жестких методов, вплоть до физического насилия.
13.06.2018