Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

О форме проявления аффективных переживаний

Следующий вопрос, который встает в нашей работе, — это вопрос о форме проявления аффективных переживаний.

Мы видели, что у всех наших испытуемых аффективные переживания выражались, как правило, в драках, ссорах, конфликтах с детьми, агрессии, грубости. Эти общие, присущие всем изученным нами детям своеобразные черты аффективного поведения, по-видимому, должны быть отнесены за счет возрастных особенностей младшего школьника. Они всегда возникают по совершенно внешнему поводу, имеющему, однако, определенный характер: маленький ребенок, у которого имеются аффективные переживания, хочет первым стоять в строю (хотя он и ниже ростом), сидеть на первой парте, первым получить книгу, одежду и т.д. и добивается этого силой. Конфликты быстро заканчиваются, и в промежутках между ними ребенок может спокойно и радостно играть с теми же детьми, с которыми он только что ссорился. Есть основания считать, что это стремление — быть во всем первым, — обнаруженное у всех детей, является проявлением того же стремления получить признание от своих товарищей, на которое мы указывали выше и неудовлетворение которого является основным источником аффективных переживаний этих детей.

Интересно, что при установлении хороших взаимоотношений с товарищами у детей исчезает стремление обязательно быть во всем первым (так же, как исчезает и стремление быть выбранным). Этим уничтожается один из самых частых поводов, приводящих к ссорам, дракам и конфликтам.

Вместе с тем ни разу не удалось увидеть, чтобы у наших испытуемых аффективные переживания связывались бы с определенными конкретными детьми. Дети, у которых имеются аффективные переживания, не питают ни зла, ни зависти к тем сверстникам, которые фактически могут быть причиной их аффективных состояний. Так, они не осуждают своих товарищей за то, что не получают той или иной общественной обязанности, что их не выбрали для совместной игры или прогулки, за то, что им не подчиняются, их не слушаются и т.д.

Несмотря на то, что изученные нами дети находят целый ряд неадекватных объяснений своих поступков, неуспехов, неудач, они, как правило, никогда не обвиняют ни в чем своих товарищей и не видят в них причины своих бед. Так, например, они не объясняют свой неуспех ссылкой на то, что им мешали товарищи или что товарищи были к ним несправедливы, они не приписывают другим детям отрицательных мотивов, плохих поступков по отношению к ним и т.д.

И, наконец, последний вопрос, на котором мы хотели бы остановиться, это вопрос о силе аффективных переживаний, их устойчивости и о яркости их выражения.

Мы видели, что у некоторых из наших испытуемых все проявления, связанные с аффективными переживаниями, были выражены очень ярко и протекали бурно (Шурик, Таня), у других все имело как бы смягченный, менее выраженный характер (Женя, Нина). Это относится и к таким проявлениям, как конфликты, обиды, огорчения, и к таким, как упрямство, негативизм, драки, и к тому, насколько явно и сильно были выражены у того или иного ребенка неадекватность, как легко можно ему доказать, что он не прав, несправедлив, судит о чем-нибудь ошибочно и т.п.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.