О тех, кого называют «неспособными»
Иногда уже в самом начале учебы, при овладении чтением и элементарным счетом первоклассник испытывает значительные трудности. Это очень серьезный повод для тревоги.
То, чему ребенка обучают в первом классе, — основа для дальнейших успешных занятий, школьники, которые не овладели приемами чтения или счета, не смогут быстро и хорошо усваивать и дальнейший материал. Они все время будут испытывать трудности и в русском языке и в арифметике. Поэтому очень важно с самого начала научить ребенка правильно и быстро считать и читать, добиться того, чтобы он овладел всеми знаниями, которыми его вооружают в первом классе.
Почему же некоторые первоклассники испытывают трудности при обучении чтению и письму или даже совсем не усваивают учебный материал? Обычно в таких случаях родители сразу делают вывод о том, что дети у них неспособные. На самом же деле причина в ином. Если ребенок совсем не начал читать, если он не умеет прочесть ни одного слова и ни одного слога, то, как правило, это связано с какими-то недостатками в развитии речи. В этих случаях следует обратиться к педагогу-логопеду. Одновременно с исправлением речи он научит ребенка и читать. Но это все-таки сравнительно редкий случай.
Большинство неуспевающих, овладевая самой основой чтения, научившись прочесть слог, дальше не продвигаются именно потому, что им трудно, неинтересно и не хочется упражняться.
Трудности при усвоении арифметики заключаются, как показали исследования, в том, что обучение даже начальным знаниям по арифметике, например, складыванию или вычитанию в пределах десяти, возможно только в том случае, если ребенок будет к этому подготовлен. Оказывается, что обучение в школе даже с самого начала уже опирается на какие-то знания, приобретенные им до школы. При отсутствии этих знаний невозможно и обучение. Что же он должен знать и уметь к моменту поступления в школу, для того, чтобы легко и быстро усваивать учебный материал?
До школы ребенок прожил семь лет. За эти годы в игре, в домашних делах, во всей своей деятельности учится он многому, многое узнает.
...Мать дает шестилетнему Толе орехи и советует разделить поровну всем товарищам. Значит нужно сосчитать, сколько орехов, сколько ребят, разделить поровну.
...К обеду пришел гость. Мама говорит пятилетней Тане: «Сегодня нужно поставить не три прибора, а четыре. У нас обедает Виктор Иванович».
...Трое малышей собрались строить город. Перед ними — груда «стройматериала». Нужно разделить кубики, да так, чтобы у всех было поровну.
Так ежедневно, в игре, в домашних делах, в разговорах и расспросах дошкольник получает первое понятие о числе. Он усваивает, что значит сложить, отнять, разделить; понимает, что значит «больше» и «меньше», часто усваивает обозначение чисел и даже научается складывать и вычитать. Ребятам это нравится, они охотно начинают производить различные доступные их возрасту вычисления не только потому, что это требуется для игры или их домашних дел, а потому, что им интересно узнать, что получится, охотно решают арифметические задачки и примеры, часто устраивая, в свою очередь, из этих занятий — игру.
13.06.2018