Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Обучение счету

После этого экспериментатор убирает числа. Мальчик и теперь выполняет эти задания правильно, но он затрачивает на каждый ответ еще очень много времени: от шести до восьми секунд. Через два занятия это время сильно сокращается, оно теперь занимает от полсекунды до одной, иногда двух секунд.

Параллельно на этих же занятиях мы обучаем ребенка считать вперед по порядку от любого пункта числового ряда.

Это задание он учится выполнять так же, как и предыдущее. Вначале он имеет перед глазами цифры. Затем он не смотрит на них, выполняет задание, отвернувшись, вслух, но цифры лежат на столе, и он только время от времени, при затруднении, по указанию экспериментатора, обращается к ним. В этих случаях он выполняет задание при помощи речи, в основном руководствуясь не реальными цифрами, а их образами.

И только после этого мы убираем цифры, и мальчик совершает всю операцию в уме. Вот относящиеся сюда выписки из протоколов экспериментов с Вовой Б.

Экспериментатор: Теперь отвернись и считай от трех.

Вова: Один, два, три, четыре.

Экспериментатор: Нет, не от одного, а от трех.

(Вова молчит, не знает как.)

Экспериментатор: Посмотри на числа.

Вова (смотрит и начинает правильно считать): Три, четыре, пять.

Экспериментатор: Верно, а от пяти?

(Вова опять начинает считать от единицы. Экспериментатор предлагает ему посмотреть на цифры и дать ответ.)

После нескольких заданий, выполненных таким образом, на следующем занятии экспериментатор предлагает считать от восьми; при попытке мальчика начать считать от единицы экспериментатор говорит: «Нет, не от единицы считай, а от восьми. Ты не смотри на цифры, а подумай. Знаешь, как они лежат по порядку?

Вова: Знаю.

Экспериментатор: Ну, так считай от восьми.

Вова: Восемь, а потом что лежит?

Экспериментатор: Да, что потом и что потом еще, все подряд.

Вова: Восемь, потом девять, потом десять, там лежит я знаю.

Экспериментатор: От четырех считай, ты подумай, как там лежат цифры.

Вова: Я знаю, как лежат. Четыре, пять, шесть.

Экспериментатор: Правильно, молодец, а от семи считай.

Вова: Семь, восемь, девять, десять. И так далее.

После этого мальчик выполняет данное задание, совсем не нуждаясь в цифрах и в напоминании о том, как они лежат. Постепенно время выполнения таких заданий становится все меньше. Через несколько занятий Вова уже выполняет задание моментально вслед за инструкцией экспериментатора. В течение тех же занятий он научился называть число, стоящее не рядом с данным, а через одно или два от него. Обучение шло так же, как и обучение только что описанным операциям.

Точно таким же образом, только медленнее, мы обучали нашего испытуемого считать от десяти до одного, а также считать в обратном порядке от любого числа числового ряда

и называть при обратном счете рядом стоящее число. Мы не приводим протоколов этих занятий, так как они повторяют вышеприведенные протоколы.

Несмотря на то, что мальчик овладел всеми описанными операциями с числовым рядом и умел совершать их в уме, он еще не знал, что из двух чисел, стоящих рядом в числовом ряду, одно число всегда больше или меньше другого на единицу. Совершенно очевидно, что без этого знания ребенок не в состоянии овладеть и приемами сложения и вычитания в уме, так как эти приемы в самом начале заключаются именно в прибавлении или отнимании единицы.

Мы и здесь применили тот же принцип обучения. Ребенок раньше совершал внешнее действие с предметами, затем совершал те же действия в воображаемом плане, т.е. уже без предметов, но при помощи речи и только затем уже переходил к действию в уме.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.