Описание процесса обучения мальчика
В приводимом ниже протоколе содержится описание процесса обучения мальчика оперированию цифрами от единицы до десяти. Перед испытуемым лежат разложенные по порядку цифры,
Экспериментатор: Посчитай по порядку до десяти.
(Вова считает правильно.)
Экспериментатор: Что будет после трех?
Вова: Восемь.
Экспериментатор: Почему восемь? Считай — три, потом?
Вова: Пять?
Экспериментатор: Нет.
Вова: Два.
Экспериментатор: Видишь, вот цифры, разложи по порядку от единицы так, как ты считал. (Предварительно мы убедились, что мальчик знает все наименования чисел.)
Вова раскладывает цифры, не следя за порядком: 1,8,3.
Экспериментатор прерывает его и снова повторяет задание: разложить цифры по порядку от одного так, как он считал.
Вова снова кладет цифры, не обращая никакого внимания на их порядок.
Экспериментатор: Считай по порядку от единицы до десяти.
(Вова считает правильно.)
Экспериментатор: А кладешь ты не так.
(Экспериментатор показывает мальчику его ошибки и вместе с ним раскладывает цифры.)
Экспериментатор: Понял? Теперь сам положи.
(Вова раскладывает числа, считая вслух, делает одну ошибку, но по указанию экспериментатора сам ее исправляет. После этого он раскладывает цифры по порядку и не делает ошибок.)
Экспериментатор: Посмотри, видишь — цифры лежат по порядку, так же и мы считаем подряд. Скажи, что будет после трех?
Вова: Семь.
Экспериментатор: Что ты! Посмотри, где три? Покажи! Теперь скажи — что после трех? (Вова дает правильный ответ.)
Экспериментатор: Найди девять, покажи, что после девяти?
Вова дает правильный ответ. После нескольких упражнений в конце этого эксперимента мальчика уже не нужно предупреждать, чтобы он находил число, показывал его, и т.д.
Экспериментатор: Что идет после восьми?
Вова (смотрит на цифры и быстро отвечает): Девять.
Экспериментатор: А после шести?
Вова (так же быстро отвечает): Семь.
Следующие протоколы показывают, как мальчик постепенно переходил от операций с предметами к операциям в уме.
Экспериментатор (указывая на цифры): Ты знаешь хорошо, как у нас лежат числа, теперь ты будешь мне отвечать, не глядя на числа. Ты ведь можешь так?
Вова: Могу. (Отворачивается.)
Экспериментатор: После трех что у нас там лежит?
Вова (долго думает): Пять.
Экспериментатор: Нет, посмотри.
(Вова смотрит и исправляет ошибку.)
Экспериментатор: А после четырех?
Вова: Пять.
Экспериментатор: Верно, а после шести? Вова: Десять.
Экспериментатор: Нет, посмотри, что лежит после шести?
На следующем занятии Вова уже справляется с заданием, почти не обращаясь к лежащим на столе цифрам.
Предложив ребенку отвернуться, чтобы не смотрел на разложенные цифры, экспериментатор спрашивает: Что идет после четырех?
Вова: Пять лежит.
Экспериментатор: Верно, а после восьми?
Вова: Десять.
Экспериментатор: Нет, не десять. Ты знаешь, у нас цифры лежат подряд. Не смотри, а посчитай, как они у нас там лежат?
Вова (медленно считает вслух): Там лежит один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять. (Останавливается и говорит): Восемь, потом девять. Девять после восьми лежит.
Экспериментатор: А после трех?
(Вова молчит.)
Экспериментатор: Как цифры лежат? Считай.
Вова: Один, два, три, четыре.
Экспериментатор: Правильно, а после двух что будет?
Вова: Три.
Экспериментатор: А после шести?
Вова: Семь лежит. И так далее.
13.06.2018