Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Описание процесса обучения мальчика

В приводимом ниже протоколе содержится описание процесса обучения мальчика оперированию цифрами от единицы до десяти. Перед испытуемым лежат разложенные по порядку цифры,

Экспериментатор: Посчитай по порядку до десяти.

(Вова считает правильно.)

Экспериментатор: Что будет после трех?

Вова: Восемь.

Экспериментатор: Почему восемь? Считай — три, потом?

Вова: Пять?

Экспериментатор: Нет.

Вова: Два.

Экспериментатор: Видишь, вот цифры, разложи по порядку от единицы так, как ты считал. (Предварительно мы убедились, что мальчик знает все наименования чисел.)

Вова раскладывает цифры, не следя за порядком: 1,8,3.

Экспериментатор прерывает его и снова повторяет задание: разложить цифры по порядку от одного так, как он считал.

Вова снова кладет цифры, не обращая никакого внимания на их порядок.

Экспериментатор: Считай по порядку от единицы до десяти.

(Вова считает правильно.)

Экспериментатор: А кладешь ты не так.

(Экспериментатор показывает мальчику его ошибки и вместе с ним раскладывает цифры.)

Экспериментатор: Понял? Теперь сам положи.

(Вова раскладывает числа, считая вслух, делает одну ошибку, но по указанию экспериментатора сам ее исправляет. После этого он раскладывает цифры по порядку и не делает ошибок.)

Экспериментатор: Посмотри, видишь — цифры лежат по порядку, так же и мы считаем подряд. Скажи, что будет после трех?

Вова: Семь.

Экспериментатор: Что ты! Посмотри, где три? Покажи! Теперь скажи — что после трех? (Вова дает правильный ответ.)

Экспериментатор: Найди девять, покажи, что после девяти?

Вова дает правильный ответ. После нескольких упражнений в конце этого эксперимента мальчика уже не нужно предупреждать, чтобы он находил число, показывал его, и т.д.

Экспериментатор: Что идет после восьми?

Вова (смотрит на цифры и быстро отвечает): Девять.

Экспериментатор: А после шести?

Вова (так же быстро отвечает): Семь.

Следующие протоколы показывают, как мальчик постепенно переходил от операций с предметами к операциям в уме.

Экспериментатор (указывая на цифры): Ты знаешь хорошо, как у нас лежат числа, теперь ты будешь мне отвечать, не глядя на числа. Ты ведь можешь так?

Вова: Могу. (Отворачивается.)

Экспериментатор: После трех что у нас там лежит?

Вова (долго думает): Пять.

Экспериментатор: Нет, посмотри.

(Вова смотрит и исправляет ошибку.)

Экспериментатор: А после четырех?

Вова: Пять.

Экспериментатор: Верно, а после шести? Вова: Десять.

Экспериментатор: Нет, посмотри, что лежит после шести?

На следующем занятии Вова уже справляется с заданием, почти не обращаясь к лежащим на столе цифрам.

Предложив ребенку отвернуться, чтобы не смотрел на разложенные цифры, экспериментатор спрашивает: Что идет после четырех?

Вова: Пять лежит.

Экспериментатор: Верно, а после восьми?

Вова: Десять.

Экспериментатор: Нет, не десять. Ты знаешь, у нас цифры лежат подряд. Не смотри, а посчитай, как они у нас там лежат?

Вова (медленно считает вслух): Там лежит один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять. (Останавливается и говорит): Восемь, потом девять. Девять после восьми лежит.

Экспериментатор: А после трех?

(Вова молчит.)

Экспериментатор: Как цифры лежат? Считай.

Вова: Один, два, три, четыре.

Экспериментатор: Правильно, а после двух что будет?

Вова: Три.

Экспериментатор: А после шести?

Вова: Семь лежит. И так далее.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.