Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Перевоспитание детей

Последним этапом изучения детей было их перевоспитание. Перевоспитание детей, как мы видели, заключалось в снятии аффективных переживаний, для чего в первую очередь надо было помочь детям наладить взаимоотношения с товарищами путем уничтожения тех особенностей поведения и характера, которые препятствовали правильным взаимоотношениям. Мы видели, что для перевоспитания каждого ребенка конкретная педагогическая работа имела совсем иной характер и сводилась к целому ряду мероприятий, различных для каждого из детей и объяснявшихся их индивидуальными особенностями. В заключение остановимся коротко на тех результатах, которые мы получили в исследовании.

Прежде всего, материалы изучения еще раз подтвердили правильность исходного положения о причинах возникновения неадекватных аффективных переживаний.

Действительно, у всех изученных нами детей имелось расхождение между их притязаниями и фактической возможностью удовлетворить эти притязания. Кроме того, материал позволил углубить и конкретизировать положение о значении для возникновения аффекта неадекватности расхождения между уровнем притязаний ребенка, основанного на привычной для него самооценке и зарождающейся неуверенностью в себе.

Прежде всего, подтвердилось, что сам факт расхождения между притязаниями и возможностями ребенка не всегда является основой для возникновения аффективных переживаний. Мы видели, что в тех случаях, когда у ребенка имеется твердая, непоколебленная уверенность в себе, аффективные переживания не возникают даже в тех случаях, когда эта высокая самооценка и основанные на ней притязания сильно расходятся с реальными возможностями. Это отчетливо было видно на примере Гали. Галя проявила большую самоуверенность, сильно расходящуюся с ее возможностями, как в области общественной деятельности, так и в учебной. Однако аффективных переживаний здесь у девочки не возникло. Наш материал показывает, что для возникновения аффективных переживаний необходимо, чтобы завышенная самооценка ребенка начала уже колебаться, чтобы она не была такой непоколебимо твердой. Конечно, как мы видели при анализе материала, ребенок, как правило, не осознает своих сомнений и того, что его самооценка начала колебаться, но экспериментальными приемами и методиками можно обнаружить эту колеблющуюся самооценку, эту появляющуюся неуверенность в себе.

Действительно, наряду с повышенным уровнем притязаний нам удавалось экспериментально выявить у детей сомнение в своих возможностях и неосознаваемую ими самими относительно низкую по сравнению с притязаниями самооценку. Эта самооценка, хотя и не осознавалась детьми при обычных обстоятельствах, проявлялась у всех детей в неуверенности, колебаниях, неадекватности, которые выражались у разных детей в разной степени. На вопрос о том, с чем связана большая или меньшая интенсивность их проявления, мы остановимся ниже. Эти обстоятельства (расхождение между притязаниями и возможностями и наличие низкой, колеблющейся, обычно не осознаваемой самооценки) мы обнаружили лежащими в основе отрицательных аффективных переживаний у всех изучаемых детей.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.